Международное частное право

10. Понятие, структура, система коллизионных норм

В отличие от материально-правовых норм Коллизионные нормы регулируют применение тех или иных норм права различных правовых систем. Следствием этого являются особенности строения коллизионных норм. Коллизионные нормы состоят из объема и привязки. В объеме указывается отношение, на определение правового регулирования которого направлена данная норма. Так, например, ст. 156 Семейного кодекса РФ гласит:

1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака.

4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Объемом данной коллизионной нормы являются отношения по заключению брака, причем в этих отношениях участвует иностранный элемент.

Привязкой данной нормы является указание на законодательство государства, гражданином которого является вступающий в брак. Если субъектом отношений является лицо без гражданства, то привязка отсылает к закону той страны, где он имеет постоянное место жительства. В теории выделяются коллизионные привязки разных видов. Перечислим некоторые из них:

- привязка к закону места нахождения вещи (например, нормы ГК, применяемые в наследственном праве);

- привязка к закону места регистрации (например, определения личного закона юридического лица на основании норм ГК (ст. 1202): «Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо...»);

- привязка к закону того государства, гражданином которого является физическое лицо (например, нормы Семейного кодекса РФ (ст. 162 «Установление и оспаривание отцовства (материнства»): «Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению».).

По своему уровню в пределах Российской Федерации существуют только федеральные законы, так как на основании ст. 71 Конституции РФ федеральное коллизионное право находится в ведении РФ.

11. Коллизии законов в международном частном праве и их виды. Основания, смысл и цели применения иностранного частного права

По количественному признаку можно выделить следующие Коллизии законов:

1) коллизия двух правовых систем;

2) коллизия норм двух государств, одно из которых имеет несколько правовых систем.

Коллизия двух правовых систем - это более массовое явление, чем второй вид коллизии законов. Она разрешается на основе применения коллизионных или материально-правовых норм МЧП по общим правилам МЧП.

Второй вид коллизий законов является более редким и менее свойственным отношениям, регулируемым МЧП. Поэтому данные коллизии получили отдельную, своеобразную регламентацию. Так, в российских нормах вопрос регулирования данного вида коллизий решен в ч. 3 ГК РФ.

Наличие в государстве нескольких правовых систем создает некоторое неудобство для контрагента.

Вместе с тем такая ситуация более удобна для законодателя государства - обладателя нескольких правовых систем. В процессе законотворчества может быть создана система норм, в большей степени защищающая интересы данного государства. К тому же данная ситуация в стране удобна и для системы правоприменителей - начиная с государственных органов (исполнительных, судебных) и заканчивая физическими лицами - гражданами данной страны.

Так что наряду с общеизвестной проблемой простой коллизии законов в МЧП существует и более редкая коллизия норм двух государств, одно из которых имеет несколько правовых систем.

Первоначальной причиной применения права другого государства, очевидно, было просто наличие данного права и отнесение его по своей природе к другой правовой системе, которая несколько иначе проводила закрепление регулирования тех же институтов, а также других, не известных правовой системе другого государства. Другой причиной было понимание теоретиков и практиков права того, что к субъектам МЧП не может быть в полной мере применено национальное законодательство, так как необходимо учитывать их правовой статус по национальному праву.

Одновременно учитывались собственные внутренние интересы государства. Поэтому иностранным субъектам предоставляется обычно неполный объем прав в сравнении с гражданами и юридическими лицами данного государства. Это обусловлено возможностью злоупотребления своими правами данными субъектами иностранного права.

12. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства

Обратная отсылка - это отсылка коллизионной нормы к праву другого государства, причем включая коллизионные нормы этого государства.

В теории существует два противоположных мнения на эту проблему. Одни ученые стоят на позиции недопустимости двойной отсылки, т. е. коллизионная норма может отсылать только к национальным материальным нормам. Другие, наоборот, отстаивают допустимость двойной отсылки, т. е. коллизионная норма может отсылать и к материальным, и коллизионным нормам внутринационального права.

Обратную отсылку принимают Австрия, Венгрия, Румыния и отвергают Египет, Греция.

В Российской Федерации обратная отсылка запрещена ст. 1190 Гражданского кодекса и применяется как исключение:

1. Любая отсылка к иностранному праву в соответствии с правилами настоящего раздела должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

2. Обратная отсылка иностранного права может приниматься в случаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физического лица (ст. 1195-1200 ГК РФ).

То есть на основании п. 2 ст. 1190 ГК РФ обратная отсылка к иностранному праву может приниматься в случаях:

- определения личного закона физического лица (ст. 1195 ГК);

- определения права, подлежащего применению при определении гражданской правоспособности физического лица (ст. 1196 ГК);

- определения права, подлежащего применению при определении гражданской дееспособности физического лица (ст. 1197 ГК);

- определения права, подлежащего применению при определении прав физического лица на имя (ст. 1198 ГК);

- определения права, подлежащего применению к опеке и попечительству (ст. 1199 ГК);

- определения права, подлежащего применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим (ст. 1200).

Также в теории существует вопрос относительно применения отсылки к праву третьей страны.

В Российской Федерации отсылка к праву третьего государства также запрещена.

13. Квалификация в международном частном праве

Наряду с общепринятыми и общеизвестными юридическими понятиями, которые знакомы всем правовым системам и которые применяются единообразно в одном и том же значении во всех государствах, встречаются более редкие понятия или известные разным правовым системам с разными значениями.

В процессе применения нормы всегда появляется проблема квалификации, особенно важен данный аспект в МЧП.

В теории МЧП существуют следующие Виды квалификации:

- квалификация по праву государства, которому принадлежит иностранный субъект. В российском законодательстве этот принцип тоже закреплен. Но он применяется в виде исключения.

Возможность квалификации по МЧП предусматривается в виде исключения. МЧП может применяться, только если понятия не известны или известны в другом значении. Данное положение может сложиться, если стороны принадлежат к континентальной и общей системе права или когда институт заимствуется одной правовой системой у другой и получает иное, отличное значение;

- в МЧП выделяют также «независимый» способ квалификации. В этом случае возможен выбор правовой системы, нормами которой будут регулироваться данные отношения. Причем стороны получают возможность выбрать правовую систему третьего государства.

В России при определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право.

Наиболее распространенным является Метод квалификации по национальному праву данного государства. Этот способ обусловлен тем, что каждая страна стремится разрешать правовые вопросы на основе своей правовой системы. Квалификация юридических понятий по праву иностранного субъекта отвечает интересам данного субъекта. Но если в его правовой системе данный термин понимается по-другому или известен только этой правовой системе, то в определенном случае он может получить преимущество перед национальными субъектами.

14. Публичный порядок в международном частном праве

Оговорка о публичном порядке - один из способов ограничения действия иностранного права на территории своего государства, причем этот способ прикрыт таким названием и общеполезными целями.

Так, например, типовой Закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г. гласит:

«Ничто в настоящем Законе не препятствует суду отказать в принятии мер, регулируемых настоящим Законом, если соответствующая мера будет явно противоречить публичному порядку настоящего государства».

В российском праве регулирование данного института международного частного права закреплено в ст. 1193 ГК: «Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации».

Раньше в Основах законодательства данная норма была сформулирована несколько по-другому, соответственно духу времени, когда СССР окружали государства с отличной идеологией: «Иностранное право не применяется в случаях, когда его применение противоречило бы основам советского правопорядка (публичному порядку). В этих случаях применяется советское право.

Отказ в применении иностранного права не может быть основан лишь на отличии политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от политической или экономической системы СССР».

В признании и исполнении решения иностранного третейского суда (арбитража) может быть отказано, если суд установит, что спор не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с федеральным законом или признание и исполнение этого решения иностранного третейского суда (арбитража) противоречат публичному порядку Российской Федерации.

Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случае, если исполнение решения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации либо противоречит публичному порядку Российской Федерации.

15. Правила установления содержания и применения иностранного права в России и в иностранных государствах

В Российской Федерации установлено следующее Правило установления содержания норм иностранного права в ст.1191 ГК:

«При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иные компетентные органы или организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь экспертов.

Лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.

По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны.

Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые в соответствии с настоящей статьей меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право.

При применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

При применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного семейного права суд, органы записи актов гражданского состояния и иные органы могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации и в другие компетентные органы Российской Федерации либо привлечь экспертов.

Заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права.

Если содержание норм иностранного семейного права не установлено, применяется законодательство Российской Федерации».

16. Взаимность в международном частном праве. Реторсии

Взаимность

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Институт взаимности конкретизируется в отдельных нормативно-правовых актах.

Появление института взаимности связано с осознанием того, что для развития связей между государствами необходима правовая определенность и равноправие в регулировании. У государств в процессе развития экономических, политических и др. связей возникает необходимость взаимного признания правовых систем.

В настоящее время принцип взаимности подразумевает применение норм иностранного права даже без ответного применения.

В теории международного частного права выделяют несколько видов взаимности.

По такому основанию, как объем предоставляемых иностранным гражданам прав, выделяют материальную и формальную взаимности.

Материальная взаимность подразумевает предоставление иностранным лицам вне зависимости от внутреннего правопорядка данного государства объема прав, совпадающего с объемом прав, которым располагают эти лица в своем государстве.

По принципу формальной взаимности иностранному лицу предоставляются права в соответствии с внутренними законами его страны.

Обычно в одной правовой системе нельзя построить применение принципа взаимности только в формальном или только в материальном аспекте.

Реторсии

Реторсии являются одновременно и защитным механизмом (политическим, экономическим и т. д.), и механизмом борьбы с другими государствами «их же оружием».

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Институт реторсии известен и российскому процессуальному праву.

17. Иностранные инвестиции в Российской Федерации

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранный инвестор - это иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства - в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

18. Соглашения о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями федерального закона.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено, устанавливаются федеральными законами.

Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является обусловленная объективными факторами убыточность для недропользователя и государства, отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений полезных ископаемых и др.

Сторонами соглашения являются:

- Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;

- инвесторы - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. Существует также возможность бесконкурсного заключения соглашения.

Страница 2 из 712345...Последняя »