28. Нейропсихология — ее предмет, задачи и место в структуре клинической психологии

Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его полледователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем и другими психологами.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания, которая способна решать как теоретические, так и практические задачи клинической психологии.

В теоретическом плане: предмет изучения - Мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и Изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга В Осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере: вносит вклад в решение таких задач медицинской психологии, как Диагностика и реабилитация.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области. С одной стороны, Нейропсихология сама черпает новые знания из смежных научных областей, например нейрохирургии и неврологии (В свою очередь и они не могут существовать без знаний нейропсихологии), с другой – Накопленные к настоящему времени нейропсихологические данные можно смело применять к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к Оценке функционального состояния мозга здоровых людей В особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т. п.).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при нейропсихологическом обследовании, могут быть результатом не только Изменений деятельности мозга на структурном уровне, но и на Нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях Обеспечения деятельности мозга. При этом значение приобретают не столько задачи установления Топического диагноза, Сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений.

Получаемые при этом данные дают возможность оценки течения болезни (в т. ч. и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Это представляется весьма важным в рамках профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Лурия рассматривает нейропсихологию как Науку о роли отдельных мозговых зон в поведении человека.

Задача нейропсихологии: проследить, В чем именно заключается вклад различных зон мозга в протекание сложных форм психической деятельности и как изменяется психическая деятельность, при поражении того или иного участка мозга.

Т. о., Предметом Нейропсихологии становится Изучение мозговых механизмов психической деятельности (совокупность зон мозга в коре полушарий). А также изучение связи между нарушением работы этих зон и нарушениями психической деятельности.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы ВПФ на материале локальных поражений головного мозга.

Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

Связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: С одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологическом материале м. б. проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения общепсихологических проблем.

Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений:

Клиническое;

Реабилитационное;

Экспериментальное;

Психофизиологическое;

Нейропсихология детского возраста и др.

Клиническая нейропсихология – основное направление, задача которого в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объект исследования: мозг больного или травмированного чка. Предмет: причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, травмой – их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.

Экспериментальная нейропсихология – ее задача: экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге жных).

Реабилитационная нейропсихология – восстановление утраченных ВПФ, обучение и перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование чка в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах (# зрение, слух, ЧМТ).

Психофизиологическая нейропсихология – исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели (ЭЭГ, механограмма, миограмма, магнитно-резонансная томография).

Детская нейропсихология - на основе луриевских методов нейропсихологической диагностики создаются чувствительные методы психодиагностики ребенка, особенно детей с трудностями обучения, которые делают возможной раннюю диагностику готовности к школе и своевременную коррекцию трудностей обучения в дошкольном или раннем школьном возрасте Задача: изучение морфофункциональных взаимосвязей в становлении ВПФ. НПДВ - Результат определённого социального запроса. Задача, вставшая при необходимости создания своевременной и эффективной коррекционной программы: своевременная и точная диагностика характера и механизма нарушения той или иной ВПФ, или определение общего профиля развития ребёнка.

Нейропсихологический подход в психодиагностике – Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации. Изучение межполушарной асимметрии мозга у здоровых и сопоставление их с познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками.