Слово конкуренция в перЕВоде с латинского означает столкноВЕние, состязание. В переводе на экономическиЙ язык Конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максИмАльного эффекта, за выгодную сделку, т. е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями ТЕрриториЯМИ, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции - товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя И его деньги.
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
В завИСимости от социально-экономичЕСких отношений, СложиВШейся В той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собствЕНности, развиваются нЕСколЬкО ОсноВНыХ вИДов конкУРЕНции:
· пРОстых ТоВАропроизводителей;
· единоличных капиталов:
· моНОполий:
· национальных капиталов;
· интернациональных капиталов.
Для бывШИх соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие виды:
Между индивидуальными изготовителями товаров:
Между крупными товаропроизводителями (государственными И Коллективными ПРЕДпрИЯтиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше прибыли;
МежДу региональными экономическими образованиями;
С иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -Нескольких видоВ:
Функциональная конкуренция (тоВАры, с ПОмощью которых можно удовлетворить потребность, выступают конкурентными друг дрУгу;
Видовая КОНкуРеНциЯ(резУЛьТат тоГО .Что имеются товары обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то сущеСТвенным характеристикам:
Предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создаЮТ ОдинакоВЫе ТОвары, различающИеСя только качеством, а нередко одинаковые по качеству). Функции:
Выявление и установлЕНие рыночной стоимости товара:
Выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:
Регулирование перелива средств между отраслями и производствами.