Экзамена по СКД

1.Культурология в системе научного знания

Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры[1]

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

- Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.

- Второй -- представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.

- Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.

- Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:

- - Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.

- - Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.

- - Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

- Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности[2].

2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях

Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой лосуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии.

В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским.

Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.

Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т. е. когда сделан смысловой каркас сценария.

Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.

Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.

Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:

Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

Иллюстрирования и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).

Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.[3]

3.Виды социально-культурного творчества

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

“Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.

СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:

- правово политической направленности;

- историко-культурный и экологической направленности;

- интернациональной дружбы;

- искусствоведческой, художественно-критической направленности;

- антивоенное движение;

- движение по защите прав потребителей;

- лоббистские организации и группировки;

- фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;

- религиозной и экстремистской направленности и другие.

Функции:

- служат каналом выражения интересов масс;

- выступают как школа политического воспитания;

- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;

- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.

2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:

- конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;

- моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);

- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;

- изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;

- рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;

- любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;

- массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.

Функции:

- ознакомить с достижениями НТП;

- развитие творческих способностей человека;

- воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;

- трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;

- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.

3. Самодеятельное художественное творчество:

- самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;

- художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;

- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);

- народно-художественные промыслы и ремесла;

- авторская самодеятельность;

- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

Функции:

- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;

- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;

- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;

- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.

4. Естественно-научное самодеятельное творчество:

- краеведение, природоведение;

- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;

- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;

- изучение живой фауны;

- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

- любители астрономии, физики, математики, географии и т. д.

Функции:

- экологическое просвещение;

- благоустройство, озеленение района, города;

- формирование умений и навыков рационального природопользования;

- воспитание любви и патриотизма к своему краю.

5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:

- туризм, альпинизм;

- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т. д.);

- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;

- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

- шахматно-шашечный, нарды;

- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;

- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

Функции:

- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;

- воспитание физической культуры;

- пропаганда здорового образа жизни;

- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.

6. Неординарные формы самодеятельного творчества:

- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;

- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;

- конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;

- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);

- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

Функции:

- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;

- вовлечение людей в социально-культурную практику;

- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;

- формирование культуры быта.

Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

1. Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т. д.; культурная среда, т. е. культура быта, труда, производства.

2. питательные – это культура личности, т. е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.

4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в СКД

Термины “ораторское искусство” (лат. orator <orare - “говорить”), “риторика” (греч. retorike) , “витийство” (устар., старославянск.) , “красноречие” (русск.) синонимичны.

Риторика - это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н. э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них Публичная речь -- главнейшее оружие.

Практика высокоразвитого общества знает многообразные виды и типы устной публичной речи. Оставляя в стороне художественную игровую речь - театральную и декламационную, с ее сложным генезисом и специфической структурой, мы встречаемся с различными формами устной публичной речи в более узком смысле, как речи "деловой": агитационной, пропагандистской, научно-теоретической и пр.; здесь и митинговая речь, и дипломатическая, и научно-исследовательский доклад, и судебная речь, и университетская лекция, и научно-популярная "публичная лекция", и "вступительное слово" перед спектаклем, и "застольный спич", и "траурная речь".

Все эти формы являются различными видоизменениями и проявлениями публичной речи. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь - это всегда искусство.

Ораторство -- сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

В основе классической схемы ораторского искусства лежат пять этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное -- неспособна воздействовать на чувства и через них на разум. Основнфе пути достижения оратором успеха:

Логика речи

Культура речи

Стилистические приемы ораторской речи

Лексические приемы ораторской речи:

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!.."

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя: "Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве ("универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора.

Также нельзя забывать о "эффекте мортиры" - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди нелояльные оратору.

Перечисленные приемы и методы не исчерпывают всего арсенала ораторского мастерства.

5. Сущность прикладной культурологи как области

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций - все это является объектом научного анализа.

Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения[4].

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – совокупность концепций, методол. принципов, методов и познават. процедур культурология, знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение опр. практич. эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практич. использование рез-тов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, к-рые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленч. деятельности, а также программирование и планирование конкр. сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразоват., в частности управленч., мер. Все это делает неотъемлемым компонентом К. п. (помимо теорий и познават. принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкр. программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практич. работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологич. знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практич. решениям, к-рые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (напр., экон., политологич., социол., психол.) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познават. деятельности, а практич. рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионально отраслевого использования, то для культурологич. подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его истор. динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально-личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологич. проектов и предложений в рамках, напр., таких отраслей практики, как полит, управление, хоз. деятельность, социальная или нац. политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практич. деятельности требует перехода специалистов и управленч. работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их проф. проблемы, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Прикладной уровень культурологич. познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практич. применения рез-тов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленч. персонала в знании рез-тов культурологич. анализа можно свести к сл. глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться междунар. туризм; во многих странах стали усиливаться процессы Аккулыпурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиц. об-в стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиц. тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации об-ва и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экол. обстановке, порождаемой техногенно-антропол. фактором.

В отеч. научной и социальной практике советского периода прикладной уровень культурологич. познания развивался долгое время в рамках культурно-отраслевого подхода. В свою очередь это было связано с теор. постулатами марксизма, отводившего культуре вспомогат. роль на уровне надстройки. Поэтому в теории культуры советского периода культура сводилась к таким областям практики, как духовная, худож., образоват., научная деятельность, где могли находить применение рекомендации культурологов. В 60-80-е гг. наиболее развитыми уровнями прикладного культурологич. знания были такие направления анализа, как социология худож. культуры и искусства, социология культурной деятельности (имелось в виду широкое понятие духовной активности – деятельность работников науки, образования, учреждений культуры). Вместе с тем, в эти годы отеч. исследователи спонтанно, в нерефлектированной форме обращались к анализу культурных аспектов деятельности людей в рамках таких областей знания, как социология труда, полит, отношений и пропаганды, нац. отношений, религии и др. Изучая, напр., социальные перемещения в сфере труда, обращение людей к разным информационно-пропагандистским источникам, выявляя масштабы групп верующих и атеистов, исследователи не могли не затронуть сугубо культурологич. аспекты этих проблем: мотивы, установки действий людей, ценностные ориентации разных групп и слоев, уровень конфронтационности или согласованности таких ориентации и др. В 80-е годы в отеч. обществоведении стали появляться работы, обосновывающие необходимость применения культурологич. познания как самостоят, междисциплинарного направления, к-рое включает в себя теор. и прикладной уровни. В наст. время можно говорить о завершении становления в рос, обществоведении теор. культурологии, в то время как прикладной уровень находится пока в стадии становления. Ведущие теоретики признают необходимость и важность его развития, но практич. его применение задерживается. В наиболее полном объеме используются те аспекты К. п., к-рые развивались в советский период в рамках таких отраслей знания, как социология худож. культуры и искусствознания (музееведение, худож. воспитание молодежи и др.), управление отраслью культуры (библиотековедение, охрана памятников культуры, подготовка специалистов в сфере худож. творчества и организации досуга, организация концертной деятельности, деятельности театра, кино и т. п.). В условиях модернизации выработка целостной и адекватной совр. требованиям культурной политики рос. об-ва требует преодоления узковедомственного подхода и формирования ее на широкой социокультурной основе. Такой же целостный социокультурный подход необходим и в процессе разрешения других сложных проблем рос. об-ва. Культурологии, экспертиза, социокультурное проектирование и соответствующие технологии должны стать неотъемлемыми компонентами при выработке решений в самых разных областях практики. Мировой и отеч. опыт свидетельствует, что прикладное культурологич. знание успешно находит практич. применение в ел. областях: регулирование социальных отношений при взаимодействии разных социальных и культурных групп, слоев; регулирование этнонац. взаимодействий; при разрешении межгрупповых конфликтов, в процессе снятия социального напряжения, порождаемого самыми разными факторами; устранение или минимизация причин отклоняющегося поведения (пьянства, алкоголизма, наркомании и др.); в процессах социализации личности, социальной и культурной адаптации человека к модернизационным переменам, в ходе психол. консультирования по разным жизненным проблемам; в повышении социальной эффективности деятельности СМ И, а также в ходе регулирования любых процессов коммуникации между группами и слоями, между социальными институтами и личностью, между производителями и потребителями (напр., в рекламной деятельности, в деятельности public relations) и др. Список прикладного использования культурологич. знания далеко не полон, к тому же он постоянно расширяется, ибо любая область деятельности, каждый ее социальный сегмент заключают в себе социокультурные аспекты, к-рые необходимо принимать во внимание при регулировании их структуры и динамики. В этом процессе многое зависит не только от исследователей, но и от. специалистов конкр. отраслей практики, от руководителей разного уровня, к-рые способны увидеть и признать роль культурных факторов в разрешении проблем, находящихся на пересечении их социальной и профессионально-отраслевой значимости.[5]

6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них

Марков и Бирженюк описывают следующие этапы социально-культурного проектирования:

Первый этапДиагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем. В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что как уже отмечалось, социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.
Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем. Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа.

Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и

Организационных структур, обеспечивающих реализацию программы

(материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное

Обеспечение), т. е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были

Отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы

Договоров.

А. П. Марков предлагает универсальный подход к проектированию социально-культурных акций, при котором создание такой акции включает следующие этапы:

1 ЭТАП: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

В качестве объекта анализа могут выступать:

ü совокупность внутренних и внешних факторов и условий функционирования того или иного учреждения (например, бизнес–структуры, включая и ее макросреду);

ü ситуация, радиус которой совпадает с той или иной территориально–административной единицей (регион, город, район, поселение);

ü обстоятельства жизнедеятельности определенной социальной категории или группы населения (которая рассматривается как реальная или потенциальная аудиторияОшибка! Закладка не определена. проекта). Данный уровень функционирования социокультурного субъекта фиксируется понятием «образ жизни», которое представляет собой своеобразную теоретико–познавательную конструкцию, позволяющую выявить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей.

2 ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА АУДИТОРИИ ПРОЕКТА

На данном этапе проектирования проблемная ситуация конкретизируется и обретает определенность в виде сложноструктурированного субъекта, которому адресуется содержание проекта. В состав аудитории входят целевые и контактные группы, а в некоторых видах проектирования – участники разрабатываемой акции. Контактные группы и участники – это те социальные силы, которые в силу своих специфических мотивов могут в какой–то форме принять участие в подготовке и реализации проекта.

3 ЭТАП: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Этот этап предполагает определение нормативных параметров объекта проектирования (в форме целевых установок) и шагов их достижения (задачи).

Цель – это «предмет стремления», желаемая ситуация в будущем, это осознанное и вербализованное предвосхищение результата действий.

В технологическом плане цель представляет собой «перевернутую» проблему–следствие.

4 ЭТАП: ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОЕКТА.

Здесь необходимо решить несколько задач:

ü осуществить поиск вариантов проектного изменения ситуации;

ü просчитать возможные последствия (социальные, маркетинговые, нравственные и т. д.) реализации каждого решения и выбрать оптимальные и обеспеченные в ресурсном отношении действий и акций;

ü обосновать наиболее эффективные в маркетинговом отношении формы коммуникации (включая организацию взаимодействия инициатора, исполнителей проекта и его аудитории – целевых и контактных групп);

ü проработать проект в содержательном отношении, т. е. определить средства и методы достижения целей, опредметив их в виде практических мероприятий и содержания деятельности внутри каждого из них.

ü обосновать логическую последовательность и взаимозависимость действий – в виде графика действий (который уточняется и дополняется после анализа ресурсов

7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию

Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.

Все большей популярностью во время досуга у учащейся молодежи пользуются так называемые «центры психологической разгрузки»4. Создание таких центров оказывает значительное влияние на формирование личности студента, его социальное воспитание.

Очень большой потенциал для реализации социального воспитания учащейся молодежи имеют спортивно-оздоровительные мероприятия – их проведение и организация - так же совместная задача образовательного учреждения и представителей студенчества.

Естественно, что нельзя обойтись и без работы «Клуба Веселых и Находчивых» - как одной из самых популярных форм проведения досуга

Средства культурного досуга детей, подростков, молодежи чрезвычайно разнообразны. Это многочисленные учреждения дополнительного образования и их кружками, секциями, клубами, театральными студиями и т. п., это спортивные клубы, школы и секции, это кружки при школах, по месту жительства при муниципальных образованиях. Это музыкальные и художественные школы с их устоявшимися программами.

Специальные детско-юношеские и молодежные программы предлагают туристские компании.

К учреждениям культурного досуга относятся библиотеки, музеи, театры, концертные залы. Многие имеют специальные отделы по работе с детьми (как в Русском музее, Эрмитаже и пр.)

К средствам культурно-досуговой деятельности можно отнести имущество указанных учреждений, подготовленный персонал.

Условия эффективного использования названных средств – профессионализм педагогических коллективов, подготовленные и согласованные программы. Очень важно, чтобы программы соответствовали возрастным особенностям целевой аудитории, а в идеале соответствовали школьной программе и поддерживали ее.

Одно из наиболее действенных средств детского досуга – игра. Игры и требования к ним варьируются в зависимости от возраста ребенка. Игры несут различную функциональную направленность, но в целом формируют умение взаимодействовать в группе, ориентацию на себя, имеют эстетическую составляющую, способствуют физическому развитию.

8. Художественный образ и основные средства его создания

Художественный образ — всеобщая категория Художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного Эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в Художественном произведении.

Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Художественный образ отличается:
- доступностью для непосредственного восприятия; и
- прямым воздействием на чувства человека.
Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.

Художественный образ Диалектичен: он объединяет живое Созерцание, его Субъективную интерпретацию и оценку Автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: Изображение, Звук, Языковая среда, — или Комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального Субстрата искусства. Например, Смысл, внутреннее строение, Чёткость музыкального образа во многом определяется природной Материей музыки — Акустическими качествами Музыкального звука. В Литературе и Поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в Театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой Коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной Культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-Троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В Эстетике Романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике Сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «Метаметафора» (термин К. Кедрова).Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «Обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.

Немаловажное значение играют внешние характеристики: одежда. Рост, фигура, особенности мимики, жестов, тембр голоса. Особенно значимы внешние атрибуты в формировании образа театрального героя.

9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности

Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Явления психологии настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук: методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул.

К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент .

Наблюдение  — Научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.

Требования к проведению наблюдения:

· сохранение естественности психических проявлений;

· должен быть целенаправленным;

· фиксация результатов.

Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):

· определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

· определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);

· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

· установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);

· выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);

· определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).

Различают следующие, дополняющие друг друга, Виды наблюдения:

· Кратковременное (срез) и Продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);

· Непосредственное И Опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

· Выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и Сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

Особую разновидность составляет Включенное наблюдение, При котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в Социальной психологии).

В зависимости выбранного объекта, Внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или Внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: Объективное наблюдение И Самонаблюдение.

Метод объективного наблюдения — Это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением Эксперимента.

Метод самонаблюдения  — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в Самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.

К методам самонаблюдения относятся классическая Интроспекция, Разработанная в рамках интроспективной психологии (В. Вундт), и Феноменологическое самонаблюдение .

Интроспекция (от Лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.

Эксперимент — Это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации Регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится Проверка гипотезы Исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает Специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя , Планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние Независимой переменной На одну или несколько Зависимых переменных.

Эксперимент предполагает относительно полный (тотальный) контроль за введенными переменными. Если при наблюдении часто не удается предвидеть значимые изменения, то в эксперименте их можно не только прогнозировать, но и планировать, сознательно вызывать. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Со времен Ф. Бэкона, экспериментальное доказательство служит основным способом обеспечения научной строгости какого-либо теоретического положения.

Спецификой психологического эксперимента Выступает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Основное достоинство психологического эксперимента В том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи — корреляции — между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем.

Но эксперимент применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование Характера И сложных Способностей. Недостатки эксперимента Оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он — объект исследования. Если это не удается, то более чем вероятны желание испытуемого повлиять в выгодном для себя направлении на результаты эксперимента, его сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки, скованность и пр.

Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с испытуемым и может невольно влиять на его поведение.

Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) Лабораторный эксперимент, Обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) Естественный эксперимент, Участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент — Это исследовательская стратегия, направленная на Моделирование деятельности индивида в искусственно созданных условиях, С Использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инструкций и т. д. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Требование чистоты получаемых данных связано с определенными ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать повседневные жизненные обстоятельства, удается воспроизводить лишь отдельные их фрагменты. Главное достоинство лабораторного эксперимента — высокая точность контроля за переменными, главный недостаток — информированность испытуемых о самой ситуации исследования.

Естественный эксперимент — Исследовательская стратегия, впервые предложенная А. Ф.Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высокая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психологу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Естественные эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку при повторном проведении утрачивают свою естественность и скрытость от испытуемых.

В настоящее время широко обсуждается проблема этичности проведения психологических экспериментов этого типа, так как они предполагают использование скрытой записывающей техники (фотокамер, видеокамер, диктофонов), что считается недопустимым, при отсутствии добровольного согласия участника эксперимента. Проведенные с нарушением этических норм такие эксперименты могут стать источником психической травмы для «испытуемого по неволе». Наиболее этичным вариантом естественного эксперимента следует признать Психолого-педагогический эксперимент, Или Экспериментальное обучение, Где изучение психических особенностей учащегося, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Особую разновидность представляет Полевой эксперимент, Предполагающий использование минимума оборудования в ситуации, максимально приближенной к естественной (экспериментирование в полевых условиях проводится, в частности, в этнопсихологии при исследовании особенностей «национального характера», кросс-культурных различий, форм межэтнического общения). Если исследуемая область сравнительно мало изучена и система гипотез отсутствует, то применяется Пилотажный эксперимент, Результаты которого помогают уточнить направление дальнейшего исследования. Когда выдвигаются две конкурирующие гипотезы, и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о Решающем эксперименте . Контрольный эксперимент Осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей на, так называемой, Контрольной группе Испытуемых, которая в силу определенных характеристик не чувствительна к действию исследуемого фактора. В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают Эксперимент констатирующий И Эксперимент формирующий.

В первом случае исследовательская задача сводится к обнаружению Констатации Структур и связей, складывающихся в ходе индивидуального развития. Во втором — исследование осуществляется в процессе обучения испытуемого и направленного формирования его психических особенностей и процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление и др. Иными словами, Формирующий эксперимент  — это исследовательская стратегия, предполагающая выявление закономерностей развития психики в ситуации активного воздействия исследователя на испытуемого (в роли которого обычно выступает ребенок, как объект воспитания и обучения). Синонимы — эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод активного формирования психики.

Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а, через создание специальных условий развития, раскрывать закономерности, механизмы, динамику и доминирующие тенденции формирования психики и становления личности, одновременно определяя возможности оптимизации этих процессов.

Результаты эксперимента могут искажаться в силу ряда факторов — Артефактов исследования, Связанных с ожиданиями экспериментатора или испытуемых. Один из наиболее частых артефактов обусловлен Эффектом Пигмалиона (или эффектом Розенталя), Который выражается в том, что экспериментатор, глубоко убежденный в обоснованности выдвинутой им гипотезы, непроизвольно транслирует свои ожидания испытуемым и, посредством косвенного внушения или другого влияния, изменяет их поведение в желательном направлении. Влияние испытуемых на результаты эксперимента выражается в так называемом Эффекте Хоторна : Зная или угадывая гипотезу, принятую экспериментатором, испытуемый намеренно или непроизвольно начинает вести себя соответственно его ожиданиям.

Устранить (или минимизировать) эти артефакты помогает применение Метода слепого , Суть которого в том, что испытуемые удерживаются в неведении относительно целей исследования и принятых гипотез, а разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы производится без ведома экспериментатора.

Страница 1 из 712345...Последняя »