32. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий

Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема не есть застывшая форма зна­ния, а процесс постановку и решение. Правильное выведение про­блемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

В. Гейзевберг отмечал, что при постановке и решении научных про­блем необходимо следующее: а) определенная система понятий, с по­мощью которых исследователь будет фиксировать те или иные фено­мены; б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; в) опора на научные традиции, посколь­ку «в деле выбора проблемы традиция, ход исто­рического развития играют существенную роль», хотя, конечно, опре­деленное значение имеют интересы н наклонности самого ученого.

К. Поппер: наука начинает не с наблюдений, а имен­но с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к дру­гим — от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают: а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результа­те столкновения теории с наблюдениями. Для успешного решения любой научной проблемы два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.

Тем самым Научная проблема выражается в наличии противоре­чивой ситуации. Определяющее влия­ние на способ постановки и решения проблемы имеет 1) ха­рактер мышления эпохи, 2) уровень знания о тех объектах, которых касается возник­шая проблема.

Этап Проблемного осмысления, формулировки основной проблемы исследования опирается на использование уже имеющегося познавательного арсенала, т. е. теоретических конструктов, идеализации, абстрактных объектов, но учитывает новые факты и данные, которые могут расходиться с устоявшимся объемом знания. Вслед за осознанием проблемы для ее разрешения выдвигается гипотеза, которая оценивается как необходимое основание при создании теоретической модели.

Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют Противоречие меж­ду старым и новым знанием, старое знание не может развивать­ся на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Проблемные ситуации предполагают особую концентрацию рефлексивного осмысления и рационального анализа, они указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного ис­следования и культивируют эвристический поиск.

Проблемные ситу­ации свидетельствуют о столкновении программ исследования, под­вергают их сомнению, заставляют искать новые способы вписывания предметности в научный контекст.

Симптоматикой проблемных ситуаций в науке является возникновение множества контрпримеров, которые влекут за собой множество вопросов и рождают ощущение сомнения, неуверенности и неудовлетворенности наличным знанием. Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых, рационально осмысленных форм организации теоретического знания.

Проблемные ситуации возникают, когда трудно установить спе­цифику функционирования теории в соотношении с ее эмпирическим базисом. В этом случае поиск причинно-следственных отношений яв­ляется основополагающим условием разрешения данной проблемной ситуации. Принцип причинности всегда занимает доминирующее ме­сто в научном исследовании.

Современная философия науки осознает в качестве глобальной проблемную ситуацию, связан­ную с заменой представлений о линейном детерминизме и принуди­тельной каузальности, нелинейной парадигмой, предполагающей квантово-механические эффекты, т. е. не элиминируемость случая, стоха­стические взаимодействия.

Другой, не менее масштабной проблемной ситуацией считается напряжение между рациональностью и сопровождающими ее внерациональными формами постижения действительности. Слепая вера в рациональность осталась в прошлом, как образец классического есте­ствознания.

В поле проблемных ситуаций «затянут» и столь прочный способ эмпирического исследования как эксперимент. Эксперимент считает­ся наиболее характерной чертой классической науки, однако он не мо­жет быть применен в языкознании, истории, астрономии и (по эти­ческим соображениям) в медицине. Таким образом, проблемные си­туации, фиксируя противоречие между теорией и фактом, старыми и новыми данными, универсальны и играют в научном исследовании роль пускового механизма.