Дополнительный вопрос 4. Информатика в постиндустриальном обществе: развитие человекомерных систем

В конце XX века социальная значимость релевантной информации резко усилилась. Это вызвано следующими причинами.

Во-первых, в результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт.

Во-вторых, информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также для воздействия на поведение людей.

В-третьих, прибыль от продаж и покупок информации не усредняется, поскольку информационный рынок не подчиняется законам совершенной конкуренции.

Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение информации, ее неодинаковая доступность для различных индивидуумов, наличие неценовых информационных сигналов приводят к тому, что одни индивидуумы получают информационное преимущество перед другими, постепенно трансформируемое в экономическое, социальное или политическое преимущество. Оно становится важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических (властных) ресурсов. Иначе говоря, информационное неравенство ведет к социальному неравенству.

В-четвертых, резко возросли технологические возможности получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. Технологическое лидерство захватили информационные технологии, в основе которых лежит взаимодействие компьютера или компьютерной сети с машиной (прибором, аппаратом, манипулятором) и человеком.

В-пятых, эволюция общества становится менее предсказуемой, чем в прошлом.

В основе становления постиндустриального общества лежат сдвиг совокупного спроса в сторону информационных потребностей, а также создание, распространение, постоянное обновление и применение информации опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).

Предпосылкой, создающей возможность растущего использования информации в экономике, политике и культуре, является создание Информационной среды общества, Которая может быть понята в первом приближении как информационное пространство (пространство, в котором распространяется информация). Структура этого пространства выражает информационную инфраструктуру общества: различные сети для передачи информации, систему образования, науку, СМИ.

Для современного информационного пространства характерны высокая технологичность и глобальность. По мере создания информационного пространства происходит ускоряемое НТП сближение различных способов передачи информации в пространстве: почты, телеграфа, телефона, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Примером эффективности такого сближения служит компьютерная сеть «Интернет», насчитывающая уже сегодня свыше 50 млн пользователей. Происходит формирование рынка персональных средств коммуникации (на базе сотовых, спутниковых и стационарных систем связи). Возникают карманные гибриды телефона, компьютера и факса. На примере «Интернета» видна также растущая глобальность информационного пространства. В отличие от товарных потоков, информационные обмены в этой сети не могут быть проконтролированы при пересечении межгосударственных границ. Если на первой стадии развития информационного общества возникают национальные информационные пространства, то постепенно они интегрируются в единое мировое информационное пространство. Объяснение этой тенденции очевидно: только в случае всеохватности информационное пространство может полностью реализовать свои скрытые возможности.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе.

Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

- физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т. е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т. д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

- из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.

- повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет Проблема безработных поневоле, т. е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.

- встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около 40 тыс. $ в год (для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год).

- возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого информационным трудом.

В целом все это влияет на развитие науки человекомерных систем, к которым следует отнести все сложные развивающиеся системы, как природные, так и технические и социо-гуманитарные, к ним естественно принадлежит и педагогика и образование.