Культура России в начале XX века

Развитие промышленности определило увеличение учебных заведений и рост грамотности. В 1894 г. в стране было только 32 тыс. начальных школ. К 1914 г. их число увеличилось до 150 тыс. К 1917 г. 30 % населения было грамотным. Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект о введении всеобщего начального образования. В 1914 г. в стране было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. Несмотря на значительные успехи, Россия отставала от развитых стран по уровню образования.

После первой русской революции расширился выпуск периодических изданий. Количество ежедневных газет выросло почти в пять раз. Каждое политическое течение имело свои органы печати. Правыми, консервативными изданиями были "Новое время" и ""Русское знамя". Взгляды либералов отражали печатные органы "Речь"

"Освобождение" и "Русская мысль". Социал-демократы издавали "День" и "Правду". Дешёвую литературу для народа выпускало издательство "Знание", которое в 1902 г. возглавил А.М.Горький.

Успехи науки связаны с именем ботаника К.А.Тимирязева. Он стал основоположником русской школы физиологии растений. Ос-

новные его исследования посвящены изучению пркксса фотосинтеза. Тимирязев один к первых стал пропагандировать дарвинизм в России.

Физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности. Его исследования условных рефлексов позволили проникнуть в тайны человеческой психики. Павлову прккдлежат труды об особенностях кровообращения и пищеварения.

Н.Е.Жуковский разработал теоретические основы воздухоплавания и самолётостроения. В 1902 г. под его руководством в Московском университете была сооружена одна из первых в мире аэродинамических труб. Жуковский много сделал для создания отечественной авиации.

Мировое признание получил авиаконструктор И.И.Сикорский. В 1912-1914 гг. он построил самолёты "Гранд", "Русский витязь", "Илья Муромец", положившие начало многомоторной авиации. В последующие годы в США Сикорский создал один из первых вертолётов.

Учёный и изобретатель К.Э.Циолквский был родоначальником теоретической космонавтики. Скромный учитель из Калуги разработал теорию реактивного движения и обосновал возможность полёта в космос.

Этот период русской культуры тркиционно называют "серебряным веком". В литературе И.А.Бунин, А.И.Куприн, ЛК.Андреев, А.Н.Толстой продолжали реалистические традиции. Возникли модернистские течения - символизм, акмеизм и др. Литераторы ВК.Брю-сов, А.А.Ккок, А.Белый, К.Д.Бальмонт, Н.С.Гумилёв не затрагивали политические проблемы. Они писали о прекрасной даме, любви, дальних кранах, необузданных страстях. Начко XX века было расцветом русской поэзии. В эк время развивалось творчество С.А.Есенина, З.Н.Гиппиус, А.А.Ахмаквой, М.А.Волошина, В.В.Маяковского. Одновременно в литеракурк выделялись люди, связавшие творчество с политикой -В.Короленко, М.Горький.

Реалистические тркдиции в живописи продолжили И.Е.Репин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, К.А.Коровин. Модернизм в изобразительном искусстве представляли художники, прккмкккавшие к объединению "Мир искусства". Мирискуксники призывали стремиться к чистому искусству, свободному от политики. Представители объединения обращались к историческим сюжетам и фантастическим пейзажам. В своих произведениях они использовали элементы игры,

карнавала и театра, мотивы сна и видений. Дпк них было характерно тяготение к сказочному и эротическому сюжету- Заслугой нового объединения было развитие театрально-декорационной живописи, внимание к русской старине, красоте Петербурга.

В "Мир искусства" входили М.В.Добужинский, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, А.КБенуа, Н.К.Рерих. К объединению примыкали художники-реалисты - В.А.Серов и Б.М.Кускодиев. Е.Е.Лансере оставил^ прквосходньк изображения старинного и современного Петербурга. А.П.Остроумова-Лебедева стала автором тонких, лиричных гравюр на дереве и акварелей.

В 1903 г. часть мирискусников вышла из этой организации. Вместе с бывшими передвижниками был учреждён "Союз русских художников". В новое объединение вошли А.Е.Архипов, А.А.Рылов, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь. Для творчества этих живописцев типичен интерес к родной природе и бытовому жанру.

Композиторы А.Н.Скрябин, А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, И.В.Стравинский продолжили традиции русской классической музыки. КК их творчества также был характерен отход от старых традиций и поиск новых форм. Русская музыка становится всё более известной за рубежом. С 1907 г. в Париже и Лондоне проводились так называемые Русские сезоны (симфонические концерты, оперные и балетные спектакли), одним из организаторов которых был С.П.Дягилев.

Яркими представителями русского балета являлись А.П.Павлова, В.ФКижинский, КГ. и С.КЛегак Постановки бкетов М.И.Пети-па вошли в репертуар театров многих стркк В оперном искусстве появились певцы с мировым именем: А.М.Нежданова, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин.

Развитие театра связано с именами К.С.Станиславского, ВКк Немировича-Данченко. В 1898 г. они основали Московский художественный театр (МХТ). Здесь шли пьесы Чехова, Горького, Толстого. На сцене МХТа блистали актёры В.И.Качалов, И.М.Москвин, М.КСавицкая, О.Л.Книппер-Чехова. В 1904 г. В.Ф.Комиссаржевская создала в Петербурге "Новый драматический театр", репертуар которого пополнялся за счёт современных пьес.

В 1909 к появился сборник философских статей о русской интеллигенции "Вехи". Здесь были помещены работы Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.Б.Струве и др. "Веховцы" выступали против революционных насильственных методов преобразования общества. Народ,

по их мнению, не был достаточно просвещён, чтобы его действия были верными и разумными.

Взгляды "веховцев" разделяло правое крыло русских либералов. "Вехи" резко осудили представители левых партий. Даже лидеры кадетов отмежевались от подобных идей. Для правительства авторы "Вех" представлялись опасными бунтовщиками. Народ подобные книги не читал. Пророческие предсказания не повлияли на развитие ситуации, не предупредили гибельных событий.