Главный акцент в период образования, развития Московского государства делается на взаимоотношениях церковной и светской власти и на создании их правового и социального статуса. Наиболее известными политическими течениями, рассматривающими эти вопросы и представляющими полярные точки зрения, были течения нестяжателей и иосифлян.
Нестяжательство. Представитель - Нил Сорский. В центре его теоретических построений стоит индивидуальный обладатель комплекса неизменных психобиологических пристрастий. Он выделяет:
1) чревообъедение;
2) блуд;
3) гнев;
4) печаль;
5) уныние;
6) тщеславие;
7) гордость;
8) сребролюбие.
Наибольшей критике подвергалось сребролюбие. Сребролюбие порождает стяжание - наиболее гибельное качество для людей. Идеальной формой организации общества нужно считать раннехристианскую общину, причем основой этой организации является общинная собственность и обязанность трудиться для всех. Все виды трудовой деятельности приемлемы, главное - не допускать присвоения чужого труда. В силу своих убеждений Сорский отрицает монастырские формы организации монашества, так как она склонна к сребролюбию и стяжательству.
Сорский был против гонений людей за их убеждения. Каждый человек имеет право на свободу воли.
В противовес нестяжателям выступают иосифляне (Стяжатели). Их доктрина была изложена Иосифом Волоцким.
Церковь должна быть выше светской власти. Разрабатывая эту теорию, Волоцкий формирует понятие власти. Источник происхождения государственной власти - воля Божья, но ее носитель только человек, он равен всем людям, над которыми его возвышают данные ему полномочия. Выводы:
1) властвование по естеству своему равно подвластным, а значит, употребление власти должно быть ограничено;
2) властитель может совершать ошибки как каждый человек, за что должен нести ответственность. Царь властвует над телом. Та же часть человека, в которой он равен Богу (душа), недоступна царским повелениям. Над душой человека властен только Бог и священник. Если царь может личные страсти подчинить основной задаче - обеспечению наибольшего блага подчиненных, в этом случае его власть неоспорима. Если нет, то такому царю можно оказать сопротивление.
Волоцкий - первый в русской политико-правовой литературе начал обсуждать и критиковать личность и действия правителя. Субъективно он вводит критерии, ограничивающие светскую власть в пользу духовной, что само по себе послужило почвой для критики тиранической организации и методов правления.