Государство, право, законодательство, политика представляют собой, по концепции Ницше (18441900), служебные орудия, средства культуры, которые, в свою очередь, есть проявление, обнаружение и образование космической по своим масштабам борьбы сил и воль. Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. В свете этого все учение Ницше предстает как морфология воли к власти.
Перечисляя свои «принципиальные нововведения», Ницше, в частности, отмечал: «На место «моральных ценностей» - исключительно натуралистические ценности. Вместо «социологии» - учение о формах и образцах господства. Вместо «общества» - культурный комплекс как предмет его главного интереса. Вместо «теории познания» - перспективное учение об аффектах. Вместо «метафизики» и религии - учение о вечном возвращении».
Ценность, согласно Ницше, - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить.
Человечество же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть.
Всю социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к власти - воли сильных и воли слабых.
Отвергая различные концепции происхождения и роли государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.
Ницше различает два основных типа государственности - аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Ницше - противник идей народного суверенитета.
Ницше развивает аристократическую концепцию права. Право - нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Отвергает идеи свободы и равенства в человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства. Неравенство прав Ницше рассматривал как условие того, что права вообще существуют.
Ницше восхвалял войну и отвергал мир. Война для государства такая же необходимость, как раб для общества.