Шпора по истории политические и правовые учения древней греции и древнего рима

55. Политические идеи Г. Спенсера

Г. Спенсер (18201903) сравнивал общество и государство с живым организмом. Наблюдаемые в жизни общества процессы роста и усложнения их структуры и функций или связанности его отдельных частей (элементов), их дифференциации Спенсер представил как процесс постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные, которым он дал название «агрегаты». Этим названием охватывались такие общественные группы и объединения, как племя, союз племен, города-государства, империи.

По Спенсеру, общество существует для блага всех членов. Другими словами, благосостояние общественного агрегата не может считаться само по себе целью общественных стремлений без учета благосостояния составляющих его единиц.

Спенсер утверждал, что первоначальная политическая дифференциация возникает из семейной дифференциации - когда мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Одновременно происходит дифференциация и в классе мужчин (домашнее рабство), которая приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных в рабство и зависимых лиц в результате военных захватов и увода в плен. С образованием класса рабов-военнопленных и начинается «политическое разделение между правящими структурами и структурами подвластными, которое продолжает идти через все более высокие формы социальной эволюции». В ходе объединения усилий во имя военных целей возрастает роль «принудительной кооперации», что ведет к утрате индивидуальности у ее участников. Военизированное общество достигает «полного кооперативного действия». Это единение и сплочение невозможны без посредничества власти, без особой, иерархизированной системы централизации управления, распространяемой на все сферы общественной деятельности.

Другим, противоположным строем организации и управления Спенсер считает промышленный (индустриальный) тип организации общества. Для него характерны добровольная, а не принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децентрализация власти. Всему задает тон промышленная конкуренция («мирная борьба за существование»). Для правосознания и нравов промышленного общества характерна распространенность чувства личной свободы и инициативы, уважение к праву собственности и личной свободе других, меньшая мера подчиненности авторитету властей. В движении от военного к промышленному типу общества

Спенсер видел закономерность общей социально-политической эволюции.

56. Политико-правовые идеи А. Гитлера

А. Гитлер (18891945) - политический деятель Германии, в 19331945 гг. фюрер (вождь) и канцлер Третьего рейха. После Первой мировой войны на волне европейского фашизма создал в Германии режим тирании, не имевший себе равных.

В своей известнейшей книге «Майн Кампф» (том 2) Гитлер считает образцовым то государство, которое не только соответствует жизненным условиям представляемого им народа, но и само своим существованием на деле обеспечивает дальнейшее развитие этого народа. И это независимо от того, какое общекультурное значение вообще имеет данное государство в рамках всего остального мира. Задача государства состоит не в том, чтобы самому порождать новые способности нации, а только в том, чтобы обеспечить свободное развитие уже существующих.

Отсюда плохим является то государство, которое всеми условиями своего существования обрекает на гибель расу - носительницу культуры. Государство, по мнению Гитлера, представляет собой только форму, но не само содержание. Степень культурности данного народа никоим образом не может быть критерием доброкачественности государства, в котором живет данный народ.

Немецкий национал-социализм, разработанный Гитлером, явился логическим завершением идейно-политической доктрины фашизма. Все ее составные части получили в нем наиболее последовательное, законченное и самое худшее с точки зрения общечеловеческих ценностей проявление. Национал-социализм провозглашал тоталитарную политическую власть, которая объединяет нацию в единое целое, устанавливает контроль над всеми сферами общественной жизни. Основным звеном тоталитарной системы объявлялась нацистская партия, на деле становящаяся единственным обладателем высшей власти в стране. На самой верхней ступени иерархической системы власти, состоящей из членов нацистской партии, находился фюрер, вождь. В его руках сосредоточивались все нити руководства государством и обществом. Фюрер был превращен в сверхчеловека, который безошибочно и лучше всех отражает интересы нации, является единственным творцом права, а потому все без исключения должны беспрекословно выполнять его распоряжения и указания.

Национал-социалисты исповедовали теорию расового превосходства немецкой нации, ее права на подчинение других народов. Отсюда обращение к войне как средству завоевания территории других стран. Национал-социалисты стояли на позициях антилиберализма, антимарксизма; выступали против классовой борьбы, за единство нации путем согласия между различными социальными группами.

57. Политико-правовые идеи 3. Фрейда

Зигмунд Фрейд (18561939) - австрийский психолог, социальный мыслитель, основатель психоанализа - психотерапевтического метода, принципы которого были распространены на социальную философию, историю, религиоведение. Вклад Фрейда в психологию был так велик, что сегодня нет точных данных о всех его трудах.

Его идеи основаны на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Проблема разрешения сексуальных коллизий имеет, по Фрейду, значение не только в развитии каждого индивида, но и в историческом процессе. С этой позиции он рассматривает возникновение государств, морали, религии, норм, санкций. Сексуальные инстинкты в его доктрине превращаются в институт жизни - эрос, наряду с которым появляется не менее могущественный институт смерти - танатос. Борьба этих институтов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм, бессознательного и сознания определяют природу общества, причины всех конфликтов. Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Социальная структура общества детально не разрабатывалась Фрейдом, но основная схема выглядит так: вождь; элита; массы. Фрейд считал, что массы всегда жаждут вождя, так как это освободит их от ответственности. Идеализация вождя - один из главных механизмов групповой солидарности. Главная политическая проблема - конфликт между человеком и обществом.

В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психо-сексуализации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека как на изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое образование.

По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание собственно философско-социологическим проблемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.

58. Политико-правовые идеи К. Маркса

Открытое К. Марксом (1818-1883) материальное понимание истории совершило переворот в философских взглядах на общество. Им были открыты, разработаны такие научные категории, как: способ производства; производственные отношения; общественное сознание и др. В политическую теорию он ввел понятия: диктатура пролетариата; переходный период; высшая, низшая фаза общества.

Исходя из интересов различных классов, логики исторического процесса, К. Маркс пришел к выводу, что следующая ступень развития общества является более прогрессивной в сравнении с предыдущей. Поэтому буржуазный способ производства, основанный на антагонизме, должен дать дорогу более совершенному социалистическому способу производства.

В лице пролетариата К. Маркс находит тот социальный класс, который должен совершить социалистическую революцию и построить новое общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Капитализм, по Марксу, имеет два порока:

1) необходимость производства продуктов в форме товаров, что создает торгашеский характер общественных отношений;

2) основной целью производства становится прибавочная стоимость, полученная на основе продажи рабочей силы и ставшая источником эксплуатации.

Оба эти порока, по Марксу, являются следствием частной собственности на средства производства, поэтому ее надо обобществить. Капитализм исчерпывает возможности товарного рыночного хозяйства и государственного регулирования, сменяясь бестоварным и самоуправляемым способом организации. Маркс предполагал, что в капиталистических странах рабочий класс будет становиться все беднее и беднее, средний класс будет ликвидирован и большая его часть перейдет в пролетариат.

Политическая теория Маркса предполагает, что становление нового строя - это долгие муки родов через социализм к коммунизму (последняя фаза).

Пока нет изобилия, действует принцип «от каждого по способности, каждому по труду». Товарные отношения постепенно сменяются прозрачными отношениями. И на высшей коммунистической фазе будет действовать девиз «от каждого по способности, каждому по потребности». Чем можно объединить трудящихся, если отпадает принуждение? Конкретного ответа Маркс не дает, но он связывает нетоварный социализм с самоуправлением. Не вызывает сомнения факт, что основным критерием при определении роли самой этой идеи может явиться оценка влияния коммунизма на историческое развитие всего мира.

После смерти Маркса в мире насчитывается более 1 млрд. людей, считающих себя его последователями.

Это самое большое число приверженцев, которое когда-либо имела любая идеология.

59. Учение И. Канта

В учении И. Канта (17241804) о государстве и праве ярко отражается преломление идей Великой французской революции. Показательны взгляды Канта на всемирную историю, которая тесно связана с его учением о государстве и праве.

Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного. В то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.

С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Требованиям конституции должно подчиняться государство. Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального. Естественное право у Канта разделяется на частное и публичное. Частное - совокупность правовых отношений в так называемом естественном состоянии, где люди относятся друг к другу только как индивиды. Публичное - правовые отношения, существующие в государстве между гражданами.

Кант определяет государство как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права. Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Цели государства, по Канту, - несчастье граждан, а торжество идеи права.

В основу классификации форм правления Кант кладет два признака: число законодательных лиц; наличие (отсутствие) разделения власти. По первому признаку формы правления делятся на автократические, аристократические, демократические. По второму признаку: республиканские, деспотические. Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.

Кант много работал над темой «народ и власть».

Народ не имеет прав сопротивляться высшей законодательной власти. Государственная власть не может иметь частную собственность, так как иначе она могла бы забрать всю собственность и уничтожить ее.

Кант утверждает, что правомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают свою независимость. Отрицает, что во время войны все дозволено. Считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война не может быть сама по себе целью, может быть только средством для восстановления мира народов.

Цель человечества - стремление к миру.

Кант предлагал организовать федерацию государств, в которых государственный строй каждого государства должен быть таким, в котором осуществлено разделение власти.

60. Учение В. Гегеля

Философия Гегеля (17701831) - высшая ступень в развитии немецкого идеализма.

Право, по Гегелю, - наличное бытие свободной воли, которое осуществляется в развитии через ряд последовательных ступеней:

1) владение личностью вещью (собственностью) и взаимоотношение с другими лицами относительно собственности (договор), а также в правонарушении;

2) отношение личности к ее оценке субъективных суждений о добре и зле, что требует перехода в высшую ступень - нравственность.

В ней преодолевается ограниченность индивидуализма сначала в семье, затем во взаимоотношении его членов, как самостоятельных лиц в гражданском обществе, и в высшей ступени развития нравственности - в государстве. Гегель различает понятие права в узком и широком смысле. В узком смысле право регулирует отношения людей в сфере владения вещами. В широком смысле определяет всю сферу общественных отношений и включает в себя государство и даже всемирную историю.

Гегель защищает существующие неравенства и заявляет, что личности могут быть равны только в юридическом отношении. Гегель отрицает возможность имущественного равенства, особенности личности неизбежно вызывают неравенство между ними.

Государство, по Гегелю, не средство, служащее интересам отдельных лиц. Государство не служит, а господствует. Государство не средство, а цель в себе, высшая из всех целей. Существование государства - шествие Бога в мире. Авторитет государства не зависит от произвола индивидов, а имеет безусловный и божественный характер. По Гегелю, государство распадается на:

1) власть определять и устанавливать всеобщее (законодательная власть);

2) правительскую и княжескую власть.

Законодательная власть, по Гегелю, должна выражать не интересы народа, который не знает, что он хочет, а интересы сословий. Исполнительная власть осуществляется монархом и чиновниками. Члены государства и чиновники, по Гегелю, составляют главную часть среднего сословия.

Во взаимоотношениях государств к друг другу они выступают как «особенные», осуществляют принципы народных духов. В борьбе народных духов выступает так называемый мировой дух, который осуществляет свое право. Этот мировой дух сам по себе есть разум, и потому мировая история есть необходимое развитие моментов разума, а следовательно, и моментов самосознания духа и его свободы. Гегель говорит о великой исцеляющей силе войны. Подвергает критике идею вечного мира Канта. Считал ненужным создавать гарантии международной безопасности. Ход истории зависит от немецкого народа, о других народах он отзывался плохо.

61. Аналитическая юриспруденция

Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма, однако в своих методологических и концептуальных характеристиках она восходит к работам Дж. Остина.

Для такой юриспруденции характерно восприятие права как некой совокупности норм, упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Но такая система законов не может быть последовательно логической и разумной, поэтому задача юристов и науки состоит в том, чтобы содействовать избавлению системы от противоречий и пробелов.

Из этого анализа и толкований рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией.

Для догматического понимания права характерна формула Дж. Остина - «право есть повеление суверена».

В XX в. эти идеи были подхвачены и отчасти перетолкованы в работах англичанина Герберта Харта.

Последний рассматривает право как формально-логическую систему первичных и вторичных правил.

Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т. е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия.

Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правил вынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т. е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона.

Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права.

Ближе всего к Дж. Остину Г. Харт стоит в вопросе об истолковании взаимоотношений права и морали.

По мнению Харта, в любой системе позитивного права можно обнаружить «минимальное содержание естественного права».

Большое распространение и дальнейшие модификации получила его классификация правовых правил на первичные и вторичные. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества.

62. Позитивное право Г. Кельзена

Основная работа Г. Кельзена (18811973), австрийского философа права, называется «Чистая теория права». Под этим названием строилась такая теория позитивного (действующего) права, которая, в обеспечение своей «чистоты», отказывается заранее от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву.

Пределы подобного ограничения предмета научного обсуждения должны быть отчетливо зафиксированными, причем эта фиксация должна охватить следующие два направления: специфическая и специальная наука права (юриспруденция) должны различаться и обособляться от философии справедливости, с одной стороны, и от социологии (познания социальной реальности) - с другой.

Предмет изучения теории права составляют законодательные нормы, их элементы, правопорядок как целое, его структура. Цель теории - снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя пониманием и описанием позитивного права (законодательства) их страны. Такая теория выводит свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм. Наука должна описывать свой объект, как он есть, а не предписывать, каким он должен или не должен быть.

Одна из самых трудных задач общей теории права - определить специфику ее реальности и показать различие между реальностью законов и природы. По толкованию Кельзена, правовая реальность состоит в позитивности закона. Реальность - это само существование позитивного права. Чистая теория права - это структурный анализ позитивного права. Согласно этой гипотезе универсальным логическим предположением (и оправданием) значимости позитивного права является так называемая основная норма. Эта норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц общезначимый характер.

В трактовке соотношения права и государства позитивистская традиция проступает наиболее отчетливо, в особенности в выводе о том, что право/согласно чистой теории права, есть «специфический порядок или организация власти». И хотя право и власть не одно и то же, само по себе право не может существовать без власти, а потому право и трактуется чистой теорией права как специфический порядок власти или организация власти. Государство выступает в двух измерениях - как господство и как право.

По характеристике Кельзена, государство следует воспринимать «законным правовым порядком», при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются.

63. Политико-правовые идеи Л. Дюги

Леон Дюги (18591928) - теоретик права, конституционалист. Замысел относительно коренных перемен в государствоведении и правоведении включал в себя у Дюги попытку упразднить в юридической науке некоторые понятия и конструкции, которые он именовал «метафизическими». К их числу он относил понятия: «суверенная личность государства», «субъективное право личности» и защищал ряд таких новых понятий, как «юридическая ситуация», «функция», «социальное право» и др.

Его основной труд назывался «Трактат о конституционном праве» (1911), в котором помимо перечисленных новаций предпринято уточнение и перетолкование самого предмета конституционного права.

Общий замысел Дюги предстает как решительное намерение поместить право и его знатоков - юристов в некоторый новый и более адекватный контекст обсуждения природы, назначения права и государства. Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто факт». Государство в его прежних формах коллективности исчезает, и место этих форм начинает занимать новый государственный строй - «более гуманный, более защищающий индивида». Этот строй покоится на двух элементах.

Первый элемент это концепция социальной нормы, которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы. Вторым элементом является децентрализация.

Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солидаризма. Именно привнесение этой идеи в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и прав человека, а также к новым перетолкованиям понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др. О солидарности Дюги говорил, что это взаимная социальная зависимость. Помимо социальной солидарности людей объединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы не правами индивидов или коллективов, а социальной нормой. Социальная норма не есть моральная норма, однако ее можно и нужно считать нормой правовой, так как она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни.

Дюги не отказывается полностью от терминов «субъективное и объективное право», только считает, что в настоящее время возникает общество, в котором метафизической концепции субъективного права уже нет места, она уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность.

Страница 7 из 8« Первая...45678