Коммерческая деятельность - функционирование на рынке факторов производства, где предприятие выступает сначала как покупатель, и на рынке производимых предприятием товаров, где оно выступает как продавец. Вся деятельность предприятия на рынках определяет область коммерческой деятельности, цель которой - получение прибыли.
Коммерческая деятельность предприятий дифференцируется: 1) по объекту купли-продажи (факторы производства, необходимые для осуществления производственно- го процесса; произведенные товары и созданные технологии; свободные производственные активы; свободные денежные средства и бумажные активы); 2) по роли, которую играет предприятие в процессе купли-продажи (в одних случаях оно выступает как покупатель, в других - как продавец); 3) по характеру изменения права собственности (право собственности переходит к другому лицу - продажа, покупка; право собственности не переходит к другому лицу - аренда, лизинг); 4) по характеру выгоды в результате сделки: непосредственное получение прибыли (реализация изготовленных товаров и разработанных технологий, выполнение работ и оказание услуг), создание условий для получения прибыли в будущем (приобретение факторов производства), снижение издержек производства (продажа и сдача в аренду свободных активов), капитализация свободных средств i ) (инвестирование в ценные бумаги).
Рынки, на которых осуществляется коммерческая деятельность, делятся на: 1) по виду товаров (рынки: потребительских товаров, факторов производства, производственных активов, ценных бумаг); 2) по государственной принадлежности (внутренний рынок, внешний рынок); 3) по правам участников рынка (свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, оффшорные зоны). Большое разнообразие коммерческой деятельности обусловливает адекватное ей разнообразие правовых норм регулирования этой деятельности. Вместе с тем коммерческая деятельность предприятий является лишь составной частью производственно-хозяйственной деятельности. И ее успех зависит от потенциала предприятия. В свою очередь потенциал предприятия зависит от результатов коммерческой деятельности - прибыли, которая является основным источником инвестиций в развитие производства. В силу этого имеет место единый производственно-коммерческий процесс, отношения субъектов которого регулируются хозяйственным и коммерческим правом. Границы между хозяйственным правом и коммерческим условны.
Можно выделить четыре группы правоотношений субъектов коммерческой деятельности и правовых норм, регулирующих эти отношения: 1) нормы, регулирующие способы коммерческой деятельности предприятий и процессы их организации; 2) нормы, регулирующие правоотношения в процессах коммерческой деятельности; 3) нормы, регулирующие правоотношения с органа- ми государственной власти управления; 4) нормы, регулирующие правоотношения при рас- смотрении арбитражных спорах.