67. Выбор структуры договорных связей

Структура договорных связей - структура основных договорно-хозяйственных связей, т. е. связей регулярных, наиболее крупных по объему, стоимости товаров либо по иным причинам, значимых для организации.

Различают порядок связей по реализации товаров: 1) прямые связи - устанавливаются напрямую между изготовителями и потребителями товара. Здесь под потребителями понимаются субъекты, получающие товар для предпринимательской деятельности; 2) связи с участием промежуточных организаций - продвижение товара опосредуется несколькими договорами.  Посреднические организации выполняют различные функции - закупка крупных партий товаров и перепродажа его мелким потребителям либо закупка в одном месте, затем перепродажа в другом. Для предприятий-изготовителей более выгодна продажа товара оптовому посреднику, а не напрямую потребителю. Привлечение посредника снимает с изготовителя заботу о реализации товара, ускоряются расчёты за товар. При этом важно просчитать, соотнести размер предоставляемой скидки с цены с величиной тех затрат, которые будет вынужден нести сам изготовитель, если будет реализовывать свой товар непосредственно потребителям. Такой расчет служит основой выбора структуры договорных связей изготовителями.

Заключение договора с оптовым посредником предполагает два варианта отгрузки товара: 1) транзитная отгрузка - когда товар по указанию посредника отправляется изготовителем сразу в адрес потребителя; 2) складская отгрузка- когда товар доставляется от изготовителя сначала на склад посредника и уже затем переотправляется потребителю. Преимущества складского режима могут состоять в том, что у потребителя отпадает необходимость создавать запасы соответствующего товара; а также в складских помещениях и расходах на хранение. Для потребителей представляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способен оказать (подборка ассортимента, расфасовка и упаковка в количествах, удобных для потребителя). Организации, определяемые Правительством РФ, а в регионах - исполнительными органами власти, получают право выступать в качестве заказчиков. Предусмотрен конкурсный порядок отбора поставщиков. После размещения заказа организация-заказчик разрабатывает проект государственного контроля на поставку для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке для государственных нужд. В тех случаях, когда товар закупается для других лиц, заказчик выдает отгрузочную разнарядку поставщику с указанием в ней наименований адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров.

Межрегиональные торговые связи способствуют улучшению снабжения населения, развитию и углублению конкуренции на товарных рынках. Для налаживания межрегиональных связей органы исполнительной власти каждого региона предварительно должны на своей территории найти потенциальных продавцов, выяснить возможные объемы продажи, приемлемые уровни цен, условиться о согласии поставлять товар в определенные регионы.