Шпора вопросы к экзамену по курсу « макроэкономика»

Сущность и основные направления социальной политики

Это деятельность госу­дарства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основ­ной субъект, координирующий эту деятельность, — государ­ство. Социальная политика осуществляется на разных уров­нях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпора­ций, различных организаций, в том числе и благотвори­тельных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруров­не реализуется межгосударственная социальная политика -- решение глобальных экологических проблем, преодоле­ние социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обще­стве, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей поли­тики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ заня­тости, помощь социально уязвимым слоям населения, обес­печение доступности и развитие сфер образования, меди­цины, социального страхования и культуры.

Показатели результативности социальной политики. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и ду­ховными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни. Для оценки уровня жизни используются количествен­ные показатели, такие как потребление основных продук­тов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабо­чего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др. К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно срав­нивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления. Различают "минимальную потребительскую корзину", обеспечивающую минимальный уровень потребления, и "рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. "Минимальная потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Ми­нимальная потребительская корзина" по отдельным соци­ально-демографическим группам лежит в основе определе­ния прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, который удовлетворяет ми­нимально допустимые потребности. Именно здесь прохо­дит так называемая "черта бедности". В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с тру­дом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состоя­ние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др.

повышением рознич­ных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, компенсация носит дифференцирован­ный характер, преимуществом обладают социально уязви­мые слои населения.

Адаптация — это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.

Монополистическая конкуренция

Относительно большое число производителей предлагает  похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания ( для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:

- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;

- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;

- предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;

- доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений

Монополия

Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным  производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:

а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценых спрос возрастает)

г) на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,

примерами естественных монополий  могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке

Характерные признаки олигопольного рынка.

Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

На рынке доминирует небольшое количество фирм.

Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.

Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

Главная черта олигопольного рынка –  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Последствия всеобщей взаимосвязи:

нельзя оценить спрос;

нельзя определить MR;

нельзя определить P* (равновесная цена) и Q* (равновесный объем продаж).

Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

. Типы олигополистического поведения.

А) Картельное соглашение.

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.

Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.

При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.

Препятствия для тайного сговора:

Различия в спросе и издержках.

Число фирм в отрасли.

Внезапный спад деловой активности.

Возможное вступление в отрасль других фирм.

Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

Б) Лидерство в ценах.

Лидерство в  ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.

?

Тактика лидера при корректировке цен:

Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.

О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.

Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

В) Практика сдерживания цен.

Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

Г) Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.

Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль.

Модель рынка совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производит и продает однородную продукцию. Вход и выход хозяйственных субъектов из отрасли ничем не ограничен. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения очень незначительна, поэтому она не может влиять на рыночную цену продукта. Напротив, она сама попадает в зависимость от стихии рыночных сил и является ценополучателем.

График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.

Страница 3 из 3123