24. Теория конкурентных преимуществ ПОРТЕРА

Во многом именно вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преиму­ществ американского профессора Майкла Портера. В своей книге «Международная конкуренция» (1990) он на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собствен­ной стране. Макросреда определяется не только факторами про­изводства, но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической по­литикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимуще­ства фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Факторы конкурентоспособности национальной экономики

Центральное место в концепции М. Портера занимает идея «национального ромба», раскрывающего четыре главных свой­ства («детерминанты») экономики, формирующих конкурент­ную макросферу, в которой действуют фирмы изучаемой страны

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, ко­торые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ страны.

Определим эти детерминанты.

Параметры факторов (факторов производства) представляют собой материальные (вещественные) и нематери­альные условия, необходимые для формирования конкурентного

преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет также стратегия фирм, их структура и соперничество между ними. Если кон­курентная среда или соперничество между фирмами отсутствуют, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в усло­виях соперничества, то у таких фирм на внешнем рынке конку­рентного преимущества обычно не возникает.

Параметры спроса— это, прежде всего, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация по видам продукта, тре­бовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса получают ап­робацию новые изделия до выхода их на мировой рынок.

Далее, наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспе­чивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необхо­димыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изде­лиями и другими материальными средствами и информацией, яв­ляется необходимым условием создания и поддержания конку­рентных преимуществ в мировой экономике для фирм соответ­ствующих отраслей.

В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках (как это имело место в 1997—1998 гг.) или в валютных курсах (изменение курса российского рубля после 17 августа WS г.), всплески мирового или местного спроса, политические Решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоя­тельства.

Наконец, роль правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального Ромба». Причем это влияние может быть как положительным, к и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует своей экономической политикой включая, естественно, внешнеэкономическую

В частности, правительство во многих странах оказывает содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортоориентированными отраслями.