Повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкин написал после того, как им была создана «История Пугачева» - социально-политический итог глубокого исследования крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В повести действуют как лица исторические, но художественно обработанные (Пугачев, Екатерина II), так и вымышленные (Гринев, Швабрин, Маша).
В этом произведении исторические события рассматриваются не с объективной, документально достоверной, а с нравственной, человеческой точки зрения.
Судьба несколько раз сталкивает Пугачева и Гринева. Во всех случаях проявляются лучшие качества обоих. Многие черты сближают Пугачева и Гринева. Они оба ценят в людях прямоту, искренность, благородство, не терпят обмана.
Уже первая встреча Гринева с Пугачевым стала для первого судьбоносной. Простой мужик, оказавшийся в последствии Пугачевым, вывел Петрушу Гринева из бурана. С первых минут общения барина и вожатого социальные условности были нарушены - в мужике дворянин увидел брата:
Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза.
- Что, брат, прозяб?
- Как не прозябнуть в одном худеньком армяке!
В знак благодарности Гринев подарил мужику тулуп. Но дело совсем не в тулупе. Тут больше жалость, милосердие и уважение к человеку, к его достоинству.
Вторая значимая встреча героев произошла в Белогорской крепости, уже захваченной Пугачевым. Самозванец отпустил Гринева, несмотря на то, что он отказался ему служить. В словах Петра прозвучала честность и твердость: «Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу…. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».
Для Пугачева важна прямота и честность, как и для Гринева. Но при новой встрече героев проявляется и различие между ними. Гринев не понимает смысла пугачевского восстания, не видит его цели именно для Пугачева. Гринев рассматривал народное восстание как разбойничий налет и боялся неизбежной расправы над его вожаком. Ответ Пугачева «Авось и удастся!» - передает стихийность, бесплановость движения и авантюризм крестьянского «царя» и, в то же время, говорит о его смелости, способности рисковать ради большого дела.
Кульминацией этого разговора стала калмыцкая сказка, которую Пугачев рассказывает «с каким-то диким вдохновением». Суть ее заключается в том, что лучше прожить короткую, но насыщенную жизнь, чем до ста лет питаться падалью. Гринев же так расценивает эту притчу: «Но жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину». Этот ответ обнаруживает всю глубину пропасти между героями, показывает различие в их мировоззренческих идеалах: «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал». Возможно, он удивлен смелостью и мудростью Гринева, сказавшего то, о чем Пугачев сам не задумывался.
Пугачев обладает и такими качествами, как суровость, беспощадность, кровожадность. Так, он жестоко расправляется с непокорными офицерами и не щадит обезумевшую от горя Василису Егоровну. А в другом случае, как герой волшебной сказки, он освобождает «красну девицу» Машу из заточения. В этой ситуации Гринева и Машу снова спасает твердость и честность. Гринев объясняет Пугачеву, почему сразу не сказал всей правды о Маше:
- Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
Петр Гринев не случайно всей душой болел за судьбу злодея, утонувшего в крови невинных жертв. Он видел в нем личность сложную, противоречивую, его почувствовал неуспокоенную душу.
Пугачев и Гринев близки друг другу, так как для обоих самыми важными человеческими качествами являются честность, прямота, умение отвечать за свое слово, смелость, храбрость, милосердие, великодушие, гуманность. Именно эти качества важны и ценны для самого автора.