Человеческая мораль не раз указывала на то, что любое преступление в конечном итоге должно приводить к наказанию, или, так сказать, к возмездию. Эта мысль не раз подтверждается и в отечественной литературе.
Вспомним одну из «Повестей Белкина» (А. С. Пушкин) - «Выстрел». В ней повествуется о том, как некий граф Р*** слишком равнодушно отнёсся к возможной гибели от его пули главного героя Сильвио. Фуражка Сильвио была прострелена на вершок ото лба, право своего выстрела он оставил за собой. Возмездие для графа наступило через шесть лет, когда тот женился и уже не так легко относился к предстоящей дуэли. Граф больше ценит свою жизнь, больше боится возмездия Сильвио. Сильвио прекрасно понимает это, поэтому приходит в дом к своему сопернику, объясняется с ним при его жене. Доведя героев до панического состояния, Сильвио стреляет в графа, зная, что промахнётся.
В дуэли Печорина и Грушницкого (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») проявляется мысль о наказании последнего за клевету. Грушницкий заявляет, что Печорин провёл ночь у Мери. Печорин незамедлительно требует у противника отказаться от своих слов, следствием чего становится их дуэль.
По выпавшему жребию Грушницкий стреляет первым, но только ранит главного героя. Печорин стремиться закончить дело миром, если только Грушницкий откажется от своих слов, но тот не принимает этого предложения. Печорин стреляет и убивает его.
Тема преступления и возмездия очень ярко проявляется и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Причём возмездие осуществляется силами зла, а именно Воландом и его свитой. По мнению Булгакова, ничто в этом мире не остаётся безнаказанным, что и подтверждается сюжетом романа. Так, например сюжет, связанный с событиями в Ершалаиме подтверждают, что за свою трусость и малодушие Понтий Пилат поплатился вечной тоской и душевным неспокойствием. Что же касается событий в Москве, то и тут герои получают свое наказание. Каждый из них получает наказание «по заслугам».
Таким образом, Воланд и его свита становятся той силой, которая устанавливает справедливость в городе. Не случаен эпиграф к роману, взятый из «Фауста» Гёте: «…Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Таким образом, в этом романе возмездие достигается за счёт появления потусторонней силы.