Монополистической деятельностью являются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Субъекты монополистической деятельности - предприниматели, финансовые организации.
Выделяют такие виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства, как:
1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, которое делится на:
А) договорные, состоящие в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор только на выгодных для него условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности,
Б) односторонние (недоговорные) злоупотребления, которые связаны непосредственно с заключением договоров и носят односторонний характер;
2) соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию, (между конкурирующими субъектами предпринимательства) и соглашения (между неконкурирующими субъектами предпринимательства), а также письменные соглашения (договоры), устные соглашения и договоренности, согласованные фактические действия субъектов предпринимательства по координации предпринимательской деятельности. Недобросовестной конкуренцией являются действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности и противоречат законодательству, обычаям делового оборота и так далее, а также могут причинить или причинили убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть субъекты предпринимательства, но не могут быть ими признаны органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.
Недобросовестной конкуренцией являются:
1) паразитирование - смешение между деятельностью конкурентов в виде продажи, обмена товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
2) дискредитация конкурента и его деятельности - получение эффекта в соперничестве между конкурентами за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями;
3) дезорганизация деятельности конкурента - получение, использование, разглашение коммерческой и служебной тайны и охраняемой законом тайны;
4) введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении предлагаемых им товаров, работ, услуг относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
5) демпинг - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости.