Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы.
Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:
1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;
2) личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями;
3) дифференцированные группы по интересам;
4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника;
5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования, конкурсы;
6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.