55. Задачи факторного анализа в педагогике

Фактор - это значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединения единичных факторов образуются общие. Общий дидактический фактор впитывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплексные, объединяющие в себе значительное количество продуктогенных причин и общих факторов: На вершине иерархии стоят генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы. Существуют еще специфические факторы. Это факторы, которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине или включить в состав общего или комплексного фактора.

Факторный анализ - развитая математическая дисциплина. Его задачи в дидактике состоят в том, чтобы разработать способы непротиворечивого выделения продуктивных причин и раскрыть механизм конструирования из них факторов. Кроме того, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт и установить соподчиненность между ними. По мере накопления новых знаний с помощью факторного анализа можно приступать к решению более сложных задач - установлению межфакторных взаимосвязей, уточнению областей и пределов действия педагогических закономерностей. Главное положение факторного анализа в дидактике основывается на том, что дидактические причины, несмотря на их разнородность, изменчивость и сложность для диагностики, могут быть выделены, пересчитаны, ранжированы и исследованы объективными методами, сведены к относительно небольшому числу общих, комплексных и генеральных факторов.