В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени.
Эразм Роттердамский (1469-1536) - противник философии аристотелевско-схоластического типа с ее логикой, метафизикой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания жизни. Философия Возрождения - христианская мудрость в Евангелиях и Деяниях апостолов. Для того чтобы вернуться к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свободы воли. Христианский гуманизм предварил идеи реформаторства.
Мартин Лютер (1483-1546) - вождь протестантизма, отвергавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу воли.
Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформации находились Т. Мор (1479-1555) – основатель утопического социализма; теоретики естественного права Ж. Боден (1530-1596), А. Альтрузий ( 1577-1638), Г. Грокий (1583-1645), которые разделяют право Божественное и человеческое, вытекающее из природы человека и постигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах. Государство может требовать от подданных лишь признания общих религиозных идей. Это естественная религия, постигаемая естественным разумом без вмешательства Откровения.
Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии. Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) «Новая Атлантида» - познание природы и использование знания как основы социального благополучия. Возрождать надо не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктивный метод (от частного к общему), которые способны дать полную и полезную картину мира. Философия в широком смысле - система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история, воображению - поэзия).
Философия в узком смысле - учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъестественном откровении, строится на авторитете; философия - на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явлений указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии.
Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты». Религия - общественное установление для организации жизни народа, а не постигаемая разумом истина.
Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания скорее знания о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе.
Знание о незнании (ученое незнание) стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина - процесс. Есть положения с высокой степенью вероятности (человек не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, самоценность жизни, естественные право и мораль, религию.