Церковь 13-17 века

Долгое время русская культура развивалась под влиянием языческой религии. Новая религия претендовала на изменение мировоззрения. Она повлияла на архитектуру, искусство, но долго еще сохранялось двоеверие. Христиансво на Руси всвязи с самобытностью сильно отличалось от византийского. В 13-15 вв. церковь сплотила земли вокруг Москвы и объединила Русь против монголо-татар. Митрополиты Кирил, Петр, Алексей и др. перешли в Москву. Они олицетворяли дух-ное единство Руси. Они выступали миротворцами между русскими княжествами. В Орде в Сарае образовалось русская епископия, кот-я обслуж. Религиозные потребности русских в Орде. Митрополит Алексей (кон. 13-1378), потом его преемник Сергий Радонежский, построивший церковь Св. Троицы, сыграли большую роль в единении Руси.

Церковный Собор 1551г. при Иване4 составил 100 глав о церковном строении, регламентирующие церковную жизнь, обряды, быт и т.д. К 17в. церков стала оказывать сильное влияние на власть, скопив в течение веков земли, деньги ипрочие ценности. Возникал вопрос что выше духовенство или царство.

С воцарением Лжедмитрия1 роль патриарха играет Филарет (с 1618 – патриарх, после Гермогена). Филарет играет огромную роль в политике гос-ва. После него церковь вступает в период бурных потрясений. К сер. 17в. обнаруживаются ошибки и описки в богослужебных книгах (многогласица в обрядах, обычай креститься двумя перстами и т.д.). В конце 40-х гг. в Москву прибивают ученые монахи: Епифаний Славинецкий, Арсений Ситоновский и Даниил Титский. Возглавил их Стефан Вонифатьев, а также Никон и Протопоп Аваакум. Никон начал реформу – Аваакум был против. Никон из-за жажды власти в 1666г. был сослан , Однако Аваакум и его сторонники были сожжены и реформа продолжилась. Против восстали соловецкие монахи (осада монастыря продолжалась 8 лет до 1672г.) Всех противников реформы сжигали. Период реформ получил название церковного