Состояние общества, выраженное в качественных характеристиках относительно пространства и времени, приобретает определённую динамику, которая получила название «исторический процесс». Ключевский: «Ист. процесс есть ход, условия и успехи жизни человечества в его развитии и результатах».
Теологическая концепция. Смысл в последовательном движении человека к Богу. Значение христианской концепции идея, что история совершается в силу универсальных закономерностей. Линейно-направленное движение.
Рационалистическая. Проблема: взаимосвязь духовного и естественного. Философия Гегеля, Маркса. Движущая сила истории: классовая борьба. Линейно-циклическое движение. Европоцентризм.
Культурно-историческая. История – пространство заполненное религиозно-культурными организмами. Данилевский: 11 типов развития цивилизации. Шпенглер: рассматривал каждый цикл исторического типа, как нечто изолированное. Тойнби «Исследование теории»: выделил 21 замкнутую цивилизацию. Гумилёв вывел кривую этногенеза (40 цивилизаций, 8 последовательных фаз в развитии). Ясперс «Истоки истории и её цель»: человечество имеет единое происхождение и путь развития. Кондратьев, Сорокин, Шумпетерн: теория больших циклов, волнообразный процесс развития. Гофф, Дюби, М. Блок, Бродель: ист. процесс - взаимодействие составляющих цивилизации: экономической структуры, социальной организации, культуры, духовной составляющей. На современном этапе антропологически ориентированная история, в центре всего человек, во всех его жизненных проявлениях. В конце XXв начался период поиска причин глобальных экологических и экономических кризисов, возвращение к теории цикличности.
Закономерности исторического процесса: цикличность, неравномерность, спиралевидность процесса, гибель и рождение цивилизации, как следствие накопления общественных противоречий, альтернативность развития.