Вопрос 30

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

ГЕНЕЗИС "Имитативная" теория , сторонниками которой в разные времена были Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, Ж. Даламбер, утверждает, что искусство есть подражание ( мимезис ) природе. Причем, по мнению Аристотеля, человек не просто создает образы реально существующих предметов, но и сравнивает первое с последним, причины возникновения искусства виделись в естественной склонности человека к подражанию.

Искусство есть проявление "инстинкта украшения" - к такому выводу пришли Ч. Дарвин, К. Грос. Эти исследователи считали, что искусство есть средство полового привлечения: музыка порождает любовные импульсы (и наоборот), нательные украшения и раскраска и т. п.

Л. Выготский считал искусство способом Социализации личности. Он писал: "Искусство есть социальное в нас... Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа."

Функции:

1. искусство есть способ познания человеком окружающей действительности - изучая памятники искусства человек осознает сложность общественно-исторических процессов, получает представления об эстетических идеалах эпох, обогащая тем самым свой внутренний мир, осознавая себя частью исторического процесса; искусство есть способ Коммуникации - через искусство человек общается с обществом, может перенестись в другие эпохи и, благодаря произведениям искусства, постичь сложность мировоззренческих проблем различных эпох; т. о., искусство является и связующим звеном между поколениями, и способом компенсации нереализованных возможностей; Эстетическая позволяет человеку формировать способность к эстетическому восприятию мира, чувствовать прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое, уродливое и низменное; Гедонистическая: в зависимости от степени "культурности" человек получает удовольствие от картин Рембрандта или чтения "бульварной" литературы, от прогулки по музею или просмотру видеофильмов, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы; искусство накапливает в себе художественные ценности ; искусство несет в себе и воспитательную функцию, уча нас извечным ценностям Добра, Красоты, Любви, Истине.

Наши представления о красоте – имеют европоцентричный характер и опираются на эстетические идеалы античности. Платон – прекрасное – это вечная, божественная идея, Сократ – красота равна пользе, Чернышевский – прекрасное есть жизнь, М. Горький – прекрасное – реализованная способность к творчеству, немецкие романтики – красота и жизнь объединяются в искусстве, В. Соловьев – красота – есть высшая задача искусства. Начиная с античности, европейское искусство провозглашалось единственным и настоящим..Каждая этническая культура имеет свои традиции и собственные представления о красоте.