26. Роберт Льюис Стивенсон. Рассказы

Неоромантизм в творчестве Роберта Луиса Стивенсона проявился в необычайно драматических ситуациях, в обост­ренном психологизме, в фантастических элементах и экзотич­ности обстановки. Писателя интересуют нравственные про­блемы. В их решении он опирается как на традицию романти­ков, так и в определенной мере на творчество Достоевского.

В рассказе «Маркхейм» (Markheim, 1885) раскрывается те­ма преступления и наказания. Герою рассказа Маркхейму нужны деньги для того, чтобы помочь бедным и самому стать другим, лучшим человеком. Он совершает преступление - убивает антиквара, но не может воспользоваться богатством своей жертвы. Нравственно-психологическая проблема рас­сказа дана в форме диалога Маркхейма со своим двойником. В то время как Маркхейм подбирал ключи к шкафам антик­вара в поисках денег, ему явился «неизвестный», порождение смятенного сознания убийцы. Спор идет о добре и зле в чело­веческой натуре, о влиянии обстоятельств на поступки чело-Века. «Неизвестный» уговаривает Маркхейма убить и слу­жанку, вернувшуюся в дом. Но Маркхейм не может больше совершать преступлений: ненависть к злу еще жива в нем, из этой ненависти он почерпнул силу и мужество. Маркхейм велит служанке антиквара сходить за полицией и признается в том, что совершил убийство.

Проблема добра и зла в человеческой натуре раскрывается в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1886) на теме двойника, теме двойственного существования главного героя. Доктор Генри Джекил время от времени превращался в злобного карлика мистера Хайда, который был воплощением всего злого и гнусного. Преступления мистера Хайда влекут за собой зловещие последствия: зло в натуре доктора Джекила начинает вытеснять добро, и это приводит героя к гибели. Самоубийство его говорит о том, что то человеческое, что еще осталось в нем, возмутилось против засилья зла и жестокости.

Стивенсон выделял три разновидности в жанре романа: приключенческий, драматический и роман характеров. Сам он создавал приключенческие романы, хотя в них использо­вались особенности и других разновидностей. Перу Стивен­сона принадлежит ряд приключенческих романов: «Остров сокровищ» (Treasure Island, 1883), «Похищенный» (Kidnapped, 1886), «Катриона» (Catriona, 1893), «Черная стрела» (The Black Arrow, 1888), «Владелец Баллантрэ» (The Master of Bal-lantrae, 1889). В этих приключенческих книгах автор часто использует исторический материал, но не стремится к развер­нутой обрисовке исторических событий. История для него лишь фон, на котором он изображает Острые драматические ситуации и характеры смелых и мужественных людей. Роман­тические подвиги во имя добра и справедливости писатель противопоставляет скучной прозе буржуазной жизни. Муже­ственные герои романов Стивенсона, например Давид Балфур в «Похищенном» и «Катрионе», одерживают победу в кон­фликте со злом и жестокостью. В победном финале своих произведений автор утверждает романтическую мечту о жиз­ни, в которой торжествуют человеческое достоинство, высо­кие нравственные идеалы.