Структура товарного рынка - совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям.
Элементы структуры товарного рынка: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации ; 3) организации розничной торговли; 4) потребители.
Функции товарного рынка: 1) ценообразующая спрос и предложение диктуют размер общественно необходимых затрат; 2) информационная - сообщает о наличии товара, его количестве и качестве; 3) регулирующая - определяет объемы и ассортимент производства; 4) санирующая - выживают наиболее предприимчивые и эффективно работающие.
Проблемы товарного рынка: 1) отсутствие в ряде случаев четкой системы сбыта - многие производства терпят крах зачастую по причине недостаточной продуманности и организации сбыта произведенного товара, в результате чего произведенный товар остается на предприятии и не доходит до потребителя, а сотрудники предприятия вынуждены получать зарплату товаром, а не деньгами; для избежания данной ситуации предприятию не следует начинать производство до тех пор, пока не налажен сбыт; 2) недостаточная развитость рынка оптовых посреднических организаций, отсутствие их многофункциональности в странах с развитым торговым рынком оптовые посреднические организации часто играют доминирующую роль в процессе торгового оборота в силу того, что посреднические организации на Западе стали фактически самодостаточным звеном, они в большинстве случаев освободили производителя от необходимости организовывать сбыт своих товаров; в силу этого предприятие передает свой товар посредникам, после чего сбыт товара идет по профессионально налаженной посредниками схеме без участия изготовителя; 3) слабое развитие розничных торговых сетей - в современной России мало правовых механизмов контроля над торговыми сетями, в результате чего на начальном этапе строительства рынка большое количество товара и денег застревало в неподконтрольных производителю посреднических и розничных организациях и так и не доходило до потребителя.
Для преодоления несовершенства структуры рынка в первую очередь необходимо: 1) планирование производства с учетом возможности продажи (сбыта) будущих товаров; 2) создание разветвленной системы профессиональных оптовых посреднических организаций; 3) создание контролируемых торговых сетей; 4) принятие иных мер по совершенствованию структуры товарного рынка. Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков: 1) разработка и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников товарных рынков; 2) разработка нормативных документов по организации оптовой торговли, оказанию услуг, предупреждению правонарушений в сфере торговли, созданию условий для функционирования товарных рынков; 3) разработка нормативно-методических документов по стандартизации и сертификации продукции; 4) разработка методических документов по снабженческо-бытовой и торговой деятельности.