Современное состояние общественного разделения труда наделяет торговлю рядом новых специфических черт. Современная международная торговля отражает не только обмен традиционными товарами, но и движение новых товарных форм. Традиционные товары: к традиционным товарам можно условно отнести: товар-продукт, товар-услуга. Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении занимали товары, материализованные в продуктах. Традиционный товар-продукт включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами: 1. Усилением международного разделения труда между развитыми странами, что позволяет:
а) произвести структурную перестройку экономики; 6) увеличить долю наукоемких отраслей; в) значительно сократить потребление сырья и топлива; г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования. 2. Ростом удельного веса развивающихся стран в качестве экспортеров готовых изделий и полуфабрикатов в развитые страны. 3. Модернизацией сельского хозяйства и индустриализацией развивающихся стран. Это влечет за собой значительное увеличение производства и потребления сырья, продовольствия, топлива что фактически означает: а) увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно экспорт из развитых стран); б) увеличение ресурсной базы для обеспечения развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран).
Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие компоненты: I. Производственные услуги: ноу-хау, лицензии; транспортные услуги; инжиниринговые услуги и т.д. II. Услуги потребительского характера: туризм; социально-культурные услуги (образование, здравоохранение, спорт и т.д.). Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товаром-продуктом.
1.Услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между их производителями и потребителями.
2. Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем продукты сферы собственно материального производства. Перед международной торговлей услугами встает большее количество таможенных барьеров, чем перед торговлей обычными товарами.
3. Не все виды услуг, в отличие от товара-продукта, могут быть широко вовлечены в международный хозяйственный оборот. Так, например, вряд ли можно рассчитывать на заметный рост торговли коммунальными и бытовыми услугами.