В конце 19 и начале 20 веков имели место две тенденции, которые вместе взятые, несомненно, характеризовали процесс развития и клинической психологии: открытие психологических лабораторий в больницах и клиниках, прежде всего психиатрических (Э. Крепелин, С. С.Корсаков и др.), с одной стороны, и открытие психологических клиник, с другой.
Пришедшая на смену рационалистической эмпирическая психология принесла с собой иное понимание метода исследования. С развитием эмпирической психологии, развитием психофизиологии начинает внедряться в психологию метод эксперимента, проникающий в практику неврологии и психиатрии. В крупнейших клиниках (В. М.Бехтерева в Ленинграде, Э. Крепелина в Лейпциге, С. С.Корсакова в Москве) открываются психологические лаборатории.
Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который уже в 90-е гг. 19 века пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития КП. Благодаря применению Ассоциативного эксперимента он показал различия в характере ассоциаций при шизофрении и МДП. Ему принадлежит попытка составления схем исследования личности путем измерения ряда признаков: времени течения психических процессов, способности к упражнению, способности восстанавливаться после утомления, глубины сна и др. Из подобных исследований начала зарождаться новая область психологии – дифференциальная психология. Крепелин подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии. Крепелин был сторонником эмпирической КП.
Немецкий психолог Э. Крепелин, которого прежде всего интересовало клиническое обследование пациентов с психическими расстройствами, создал большую серию тестов для измерения того, что он считал основными факторами при описании характера индивидуума. Эти тесты, в основном использовавшие элементарные арифметические операции, предназначались для измерения эффектов упражнения, памяти, подверженности утомлению и отвлечению внимания.
Введение психологического эксперимента для решения диагностических задач и классификации душевных болезней открыло новый период в психиатрии – период Крепелина.
Н. Н.Ланге (1858-1921) – профессор Новороссийского университета. Приобрел известность не только в России, но и на Западе Своими эксперементальными исследованиями восприятия, сформировав концепцию его стадийности (фазовости). Предполагалось, что образ воспринимаемого складывается постепенно. ВсякОе ощущение начинается с «простого толчка» в сознании, затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, его место в пространстве. Ланге разработал моторную теорию внимания, согласно которой движение рассматривалось как условие не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. Двигательный компонент считался представленным и в процессах мышления. Ланге считал двигательные реакции организма первичными по отношению к внутренним психологическим актам. Основная функция психики – «круговая реакция», включающая центростремительный ток. Иначе говоря, из работающей мышцы в мозг непрерывно идет сигнал, сообщающий организму о достигнутом результате. Книга Ланге «Психология» (1914) запечатлела новую, естественно-научную трактовку психических явлений, показала их биологический смысл и важность ориентации на факторы культуры при изучении психики чка. Он выделял ряд стадий в развитии психики, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми НС: стадию недифференцированной психики, дифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобретенного опыта и качественно новую ступень – развитие психики у чка как социокультурного существа. Согласно эмпирической доктрине, психические процессы начинаются и кончаются в индивидуальном сознании. Ланге же ставил его в зависимость от недоступных рефлексии субъекта, уходящих в глубь веков «напластований», «археологии» мысли. Ланге был пионером в постановке вопроса о необходимости перехода из биологического в социокультурный план анализа человеческой души, чтобы объяснить ее суть и судьбу.
Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества ленинградской школы, на фоне которой оказали несомненно большое влияние идеи Бехтерева Владимира Михайловича. В 1918 г. - им был создан институт по изучению мозга и психологии деятельности. Бехтерев работал в области невропатологии и психиатрии. Им были исследованы многочисленные симптомы, относящиеся к патологии чувствительности, в ряде работ делается попытка теоретического осмысления природы гипноза. Для диагностики и повышения эффективности лечения широко использовал эксперимент. В 1893 г. Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Искал пути комплексного изучения деятельности человеческого мозга. Пути достижения комплексности виделись ему в объединении различных наук (морфологии, гистологии, патологии, эмбриологии НС, психофизиологии, психиатрии и др.). Бехтерев сам вел исследования в этих областях. Возглавил многие коллективы, создал ряд журналов, где публиковались статьи также и по экспериментальной психологии. Организовал Психоневрологический институт. В своей книге «Объективная психология» (1907) он развивал идеи Павлова. Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание, включая, в отличие от бихевиоризма, и его в предмет психологии. Признавал он и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не заменяют, но дополняют данные, получаемые при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. Можно допустить, что все психологические процессы сводятся в конечном счете к различным типам рефлексов. Говоря о значении рефлексологии, Бехтерев подчеркивал, что научнообъясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической причинности опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения, можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, т. к. все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии.
Психиатрическая клиника С. С.Корсакова – второй крупный центр отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология. Организована в 1887 г. при медицинском факультете Московского университета. Корсаков придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного чка. Его работы внесли вклад в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Известный «корсаковский синдром» дал новые представления о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления памяти на долговременную и кратковременную. При диагностике душевного заболевания С. С. Корсаков большое значение придавал критерию последовательной смены различных сочетаний симптомов, что, по его мнению, может быть установлено лишь при анализе течения психического заболевания. В последнем же он выделял следующие периоды: 1) продромальный (предвестников); 2) период расцвета, или развития заболевания; 3) период стационарный, или полного развития болезни; 4) период выхода из болезни – (поправления) или перехода в неизлечимое состояние. С. С. Корсаков изучал динамику острых психотических состояний, допуская возможность их различных исходов - от смерти и слабоумия до выздоровления. Формулируя в своем учебнике психиатрии, изданном в 1893 г, понимание симптомокомплекса, он уже тогда указывал, что различные симптомокомплексы и течение болезни могут заменять друг друга, получая своеобразный оттенок при каждой болезни. Имя Корсакова теснейшим образом связано с коренными реформами в русских психиатрических учреждениях: главная роль в установлении «системы нестеснения» (права душевнобольных, за то, что душевнобольного надо лечить); боролся за психиатрию, за ее право быть специальностью.
С 1892 года С. С.Корсаков – профессор Московского университета и руководитель психоневрологической университетской клиники. Имя Корсакова сделалось особенно известным со времени впервые им описанной болезни, получившей название «болезнь Корсакова» (Корсаковский психоз). Весьма ценным вкладом в медицинскую литературу являются его "Курс психиатрии" и журнальные статьи. С. С. Корсаков – учредитель Общества невропатологов и психиатров, инициатор создания первого в России «Журнала невропатологии и психиатрии» (1901).