1)Докритический период (до 1770г.): 1) Вопрос о Происхождении космоса, объясняет естественными причинами: космогоническая гипотеза – Солнечная и др. системы космических тел возникли из хаотического рассеяния в мировом пространстве разнообразных материальных частиц из-за механических сил притяжения и отталкивания (механику Ньютона). 2)Методология философского познания: может ли доказательно судить о сверхопытных предметах (Бог, бессмертие души) метафизика? Указывает на ее несостоятельность в силу догматизма - некритического отношения к человеческому познанию, к тому, что ему доступно, а что нет.
2)Критический. Агностицизм – учение, что человек не способен познать сущность вещей, не имеет достоверного знания о них. Анализ границ и возможностей познающего разума в получении строго научного, объективного знания, признаки которого всеобщность и необходимость, - содержание "критицизма" Канта. Переворот в философии - в центр теории познания был поставлен не объект (структура и признаки познаваемой субстанции), а субъект, его познавательная активность, развертывающаяся по собственным законам и создающая на базе объекта, свой специфический, построенный именно субъектом предмет знания.
Кант выделяет в субъекте надындивидуальное "я" и именно с ним связывает возможность объективного знания, возможное в силу Синтеза чувственности и рассудка. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка, подводящего данные чувств под понятия, ни один предмет нельзя было бы мыслить. Надо различать в науке суждения Аналитические (проясняют уже имеющееся знание) и Синтетические (расширяют знание, особенно важны). Последние возникают априорными (т. е. доопытным, фактически врожденным) формами сознания: у чувственности это пространство и время, а у рассудка - категории. Их главная функция - упорядочивать опыт, т. е. придавать данным опыта черты объективности.
Слабость учения - в неспособности обосновать возможность объективной истины, ее нарастающего постижения через переход от менее вероятного знания к более вероятным, а затем к вполне достоверному. Также не учтено несовпадение, нетождественность реальности и ее "образа" в сознании: априорные формы - лишь свойства познающего субъекта, в них нет объективного содержания, а предмет знания, конструируемый субъектом, создан субъектом. Природа как предмет естествознания конструируется субъектом с помощью априорных форм его сознания, но это лишь мир "явлений". Но есть мир "вещей в себе": независимые от нашего сознания, воздействуют на познавательную способность и порождают "явления", оставаясь непознаваемыми. Подобный разрыв ошибочен, но есть Рациональные зерна - подходы к диалектике относительного и абсолютного в познании, предостережения чрезмерного познавательного оптимизма и др.
Для диалектики важны введенные "Антиномии": наряду с чувственностью и рассудком имеется высшая познавательная способность - разум, назначение которого 1) углублять синтезирующую функцию рассудка и 2) руководить им в его стремлении к абсолютному знанию, предупреждать его, что используемые категории применимы лишь к миру "явлений", где нет ничего абсолютного, применение же их к сфере абсолютного порождает неразрешимые противоречия (антиномии: "мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве"/"мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве"). Этим ставил проблему противоречий, хотя и относил их лишь к сознанию, самой же реальности, по Канту, они не присущи. Но в "отрицательной диалектики" затрагивает диалектику конечн./бесконечн., прост./сложн., необходим./свободы.
Вторая часть системы Канта – Этика: обоснование идеи самоценности личности и ее права на свободный нравственный выбор. Человек принадлежит миру "явлений" с необходимостью и "причинностью по законам природы" и миру "вещей в себе" с "причинностью через свободу". Науке доступен мир "явлений", мир "вещей в себе" - закрыт, но открыт для "практического разума" (нравственное сознание). В этой сфере, человек становится личностью, он самоцель, его нельзя превращать в средство, его достоинство священно. Защищая «свободу» критикует механистический детерминизм, вытесняющий свободу фатализмом. Но сам склоняется к индетерминизму, ибо объявляет свободу личности абсолютно независящей ни от чего. Автономия личности - достояние не произвола, а существа разумного и включает в себя ее ответственность за совершаемые поступки: поведение каждого должно руководствоваться не только эгоистическими, но общими интересами (категорический императив: Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства). Характерная черта его этики Аскетизм-следовать нравственному долгу вопреки личным склонностям, что разобщало мораль и счастье, долг и принцип удовольствия.
Третья последняя часть - Эстетика, призванная примирить природу и свободу, теоретический и практический разум, мир чувственный и сверхчувственный.