Предприимчивость — одна из способностей человека, проявляющаяся в различных видах его деятельности. По В. Далю, «предприниматель» означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного; предприимчивый человек — тот, кто склонен предпринимать нечто, способный к предприятию, новому делу, к примеру, предприимчивый торговец; предприниматель — это способный к крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода.
Рыночные преобразования, проводимые в стране, привели к коренным изменениям хозяйственного пространства государства, его инфраструктуры и отраслей национальной экономики. Несмотря на то, что регулирующая функция государства по отношению к развитию социально - культурной сферы сохранилась, произошли кардинальные изменения в стратегии и механизмах развития социально-культурной сферы.
Если раньше крупные отрасли национальной экономики стремились иметь собственные объекты социально - культурной сферы, то теперь данная сфера все больше становится предметом заботы местных органов власти, а отраслевые хозяйственные структуры ориентируются на развитие собственной корпоративной культуры.
Однако многолетняя практика развития хозяйственного пространства такова, что корпоративная культура в нем всегда была тесно связана с общей культурой и поддерживалась не только органами государственной власти и управления, но и крупными отраслями национальной экономики. Это позволяло обеспечивать взаимопроникновение культур на большой территории страны, во многом способствовало формированию корпоративной культуры и сохраняло социальную стабильность на всем пространстве государства.
Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет вхождения в них библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.
Расширяется база культурной политики на местах - к управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти (инновационные проекты).
Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов, на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.
Сегодня отчетливо осознано, что социально-культурная среда может носить коммерческую направленность, а определенные культурные ценности востребованы и пользуются платежеспособным спросом. Поэтому наблюдается весьма активное использование социально-культурного пространства в бизнесе. Здесь можно говорить о следующих направлениях бизнеса:
1. Образовательная среда. В ней частная система образования завоевывает все большее пространство. Особенно это заметно по высшей школе. В то же время следует признать, что качество платного образования в России сегодня существенно ниже, чем образования бюджетного. Это вызвано разными причинами, среди которых назовем очевидную: наиболее сильные и подготовленные учащиеся и студенты имеют возможность попадать на бюджетные места. Что касается частных школ, то здесь идет борьба за клиентов, а это значит, что снижение оценок, пусть и заслуженное, приводит к оттоку «покупателей». Вывод очевиден.
2. Концертная деятельность. Здесь особенно важной стала «упаковка» товара, т. е. раскрученность артистов и театральных коллективов методами PR. Мы видим. как эстрада. В том числе и далеко не самая качественная, активно вытесняет классику, а посредственность с хорошо продвинутым имиджем превращается в «звезд»
3. Спорт. Мы живем в эпоху, когда спорт превращен в шоу, когда спортивные клубы могут быть бизнесом. И, хотя российские клубы, в отличие от клубов западной Европы, пока убыточны, однако манипуляции по торговле спортсменами высокого уровня за огромные деньги наверняка приносят прибыль не только агентам этих спортсменов, но и топ менеджерам клубов. Искусственно подогревается ажиотаж вокруг некоторых видов спорта. Поддерживаются фанатские образования. Спор в значительной мере является сферой «выхлопа» социальной напряженности и свойственной молодежи энергии и агрессии.
Успешно функционируют фитнес-клубы, бассейны и т. п., работающие на платной основе, а также торговля спорттоварами.
4. Зрелищные мероприятия активно используются в рекламных целях и тем самым приносят организаторам и владельцам большой доход. Отметим, что в России некоторые виды спорта существуют во многом благодаря рекламе. Шоу-бизнес как носитель рекламы – типичная сторона предпринимательства в социально - культурной сфере.
5. Сециально-культурная деятельность активно развивается в сфере электронных коммуникаций: телевидение, радио, и здесь интересы потребителя и властей доминируют над художественностью.
Таким образом мы видим, что законы рыночной экономики оказывают определенное негативное влияние в сфере массовой культуры и воспитания потребителя этой культуры. разгружая при этом бюджет от ряда затрат на социально - культурную деятельность и формируя новые эстетические и культурные взгляды и ценности.