Законы спроса и предложения в конкурентной рыночной системе — это законы формирования цен на разнообразные блага (товары и услуги) потребительского и производственного назначения. В этом смысле справедливо считать основным экономическим законом смешанной рыночной системы закон конкурентного формирования цен в соответствии со спросом и предложением.
Вместе с тем спрос и предложение — это по меньшей мере две стороны достаточно сложного процесса установления конкурентной рыночной цены. Спрос и предложение едины лишь в завершающем моменте — в цене купли-продажи благ на конкурентном рынке. Но и спросу, и предложению присущи свои особенности. В этом смысле следует различать действие закона потребительского спроса и закона, производственного, коммерческого предложения товаров.
Спрос и предложение можно рассматривать в качестве двух важнейших функций: спрос выступает как функция потребителей а предложение — как функция производства, выпуска и предостав ления к продаже на рынке потребительских благ. Наконец, исполь зуя методы математического анализа, можно установить количест венные параметры спроса и предложения, влияние ценовых и неце новых факторов на покупательское поведение в сфере покупок при выборе благ, а также экономическое поведение фирм, выпускающие и поставляющих разнообразные блага на рынки.
В покупательском спросе соединены по меньшей мере два начала требующих соизмерения количества покупаемых благ с денежной ценой, которая должна быть за них уплачена.
Своеобразие экономического закона спроса — в обратной ЗавиСимости между ценой любого блага и его количеством, покупаемым по этой цене. Чем выше цена, тем меньшее количество данного бла-га будет куплено потребителями. Законом спроса объективно регулируются также и различные изменения состояний рынков, то есть их дефицитность, насыщение, равновесие, избыточность (излишки, перенасыщение). Например, если количество данного блага на рынке возрастает и возникает ситуация перенасыщения, то при прочих равных условиях продажа избыточных товаров (благ, услуг) возможна лишь при снижающейся цене.
Для покупателя становится субъективно ощущаемым, но очевидным снижение полезного потребительского эффекта от денежных затрат на эти покупки и его спрос «переориентируется» на взаимно заменяемые или иные блага с идентичными или принципиально новыми потребительскими свойствами.
Функция покупательского спроса
Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса (см. рис. 5).
На оси абсцисс показано количество благ или объем их продаж (Q), а На оси ординат — цены этих благ (Р). Кривая dd (от англ. —, demand — спрос)
Во-первых, на нашем рисунке кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных: цены и количества благ, покупаемых по этой цене.
Во-вторых, полого ниспадающий вид кривой иллюстрирует опи-санное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся предельную полезность каждой дополнительной покупки одноименного блага.