Одним из важнейших, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Своеобразие экономического закона спроса — в обратной ЗавиСимости между ценой любого блага и его количеством, покупаемым по этой цене. Чем выше цена, тем меньшее количество данного блага будет куплено потребителями. И наоборот
Законом спроса объективно регулируются также и различные изменения состояний рынков, то есть их дефицитность, насыщение, равновесие, избыточность (излишки, перенасыщение). Например, если количество данного блага на рынке возрастает и возникает ситуация перенасыщения, то при прочих равных условиях продажа избыточных товаров (благ, услуг) возможна лишь при снижающейся цене. Другой важной особенностью этого экономического закона является поведение покупателей в сфере купли-продажи разнообразных благ. В данном случае можно утверждать, что закон спроса — это закон постепенного и неуклонного убывания покупательского спроса на, казалось бы, постоянно покупаемые товары, блага, услуги. Убывание покупательского спроса может происходить вследствие насыщения покупательских потребностей в благах данного вида. Зачастую это явление имеет сходство со снижением спроса на морально устаревшие товары, в том числе и вне зависимости от их снижающейся цены. Убывание спроса происходит потому, что каждая последующая единица одного и того же товара приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущая.
Для покупателя становится субъективно ощущаемым, но очевидным снижение полезного потребительского эффекта от денежных затрат на эти покупки и его спрос «переориентируется» на взаимно заменяемые или иные блага с идентичными или принципиально новыми потребительскими свойствами.
Объем продаж (Q), а На оси ординат — цены этих благ (Р). Кривая dd (demand — спрос)
Рост цен вызовет снижение продаж, а снижение цен, наоборот, будет способствовать росту количества продаж.
При сформировавшемся, неизменном спросе первопричиной изменения ситуации на рынках может быть не только движение цен, но и наличие в продаже тех или иных благ, то есть степень насыщения рынков каждым данным товаром, объемы и темпы его поставки. То есть при неизменном спросе меняющееся количество данного товара на рынке способно привести в движение цены этого товара.
Что же означает изменение спроса и как его характеризовать?
Неценовые факторы изменения спроса
Спрос — это платежеспособная потребность покупателя, выраженная готовностью оплатить и реально осуществить покупку того или иного блага. В этом смысле рыночное ценообразование — это многомерный процесс, где на куплю-продажу влияют не только цены, не только количество доставленных на рынки товаров, но и собственно платежеспособный покупательский спрос, который сам по себе подвержен изменениям: росту, стабилизации или снижению. Спрос — это реально осуществленные сделки купли-продажи товаров, благ по данной цене. Изменение спроса (его снижение или повышение) может быть выражено в соответствующем изменении объема совершенных сделок купли-продажи, но происходит оно под влиянием не цен товаров в этих сделках, так называемых неценовых факторов. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества покупаемых благ происходят по существующей цене, а зачастую независимо от ее уровня и движения.
К числу неценовых факторов спроса, влияющих на его изменения (повышение или снижение), следует отнести прежде всего Ур-вень денежных доходов потребителей. Другим неценовым фактором изменения спроса могут быть ее соответствующие Покупательские ожидания. Причины их изменения самые разнообразные.
В качестве неценового фактора изменения спроса может оказаться также наличие или отсутствие на рынках Взаимозаменяемых и взаимно дополняемых благ. Взаимозаменяемые блага идентичны по своим потребительским свойствам. Практически каждое благо имеет свои «дополнители.
К числу неценовых факторов, способных влиять на покупательский спрос, являются также Субъективные предпочтения и вкусы пОтТребителей, Их личное отношение к моде на те или иные блага, к дизайну и даже способу упаковки тех или иных товаров. (например, эффект толпы, когда покупатели могут устремиться покупать тот товар, за которым выстроилась очередь и т. д.).
Проиллюстрируем На графике влияние неценовых фактора (см. рис. 6).
Рис. 6. График изменяющегося спроса под влиянием неценовых факторов
На рис. 6. смещения кривой спроса выражены соответственно кривой d'd' (снижение спроса) и кривой d'' d'' (повышение спроса). Под влиянием неценовых факторов потребительский спрос может меняться в сторону снижения или повышения независимо от цены покупаемых благ.