Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, неполные (частичные, урезанные) - только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогической школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста.
Психологическая:
1) перинатальный период;
2) период новорожденности (до 8 недель жизни);
3) грудной период (до 1 года);
4) ползунковый возраст (1 -3 года);
5) дошкольный возраст (3-6 лет);
6) школьный возраст (6-11 лет);
7) пубертатный период (11-15 лет);
8) юношеский период (15—20 лет).
Педагогическая:
1) младенчество (1 год жизни);
2) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет);
3) дошкольный возраст (3-6 лет):
- младший дошкольный возраст (3-4 года);
- средний дошкольный возраст (4-5 лет);
- старший дошкольный возраст (5-6 лет);
4) младший школьный возраст (6-10 лет);
5) средний школьный возраст (10-15 лет);
6) старший школьный возраст (15-18 лет).