МЕТОДОЛОГИЯ - учение о методе (гр.) - занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.
ЦЕТ0ДЫ - это пути и способы, которыми наука получает факты. Факты - это воздух ученого (И. П.Павлов).
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.
Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:
А) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;
Б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;
В) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).
В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.
Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:
1) объективность рассмотрения явления;
2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;
3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т. д. в развитии;
4) необходимость поиска внутренних противоречий;
5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;
6) соединение анализа и синтеза.
Психолого-педагогическое исследование Включает 5 этапов.
1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.
Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования. Научное исследование включает следующие характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.
П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.
IV этап. Оформление результатов научного исследования.
V этап. Внедрение результатов исследования в практику работы
Дошкольных учреждений, школ, вузов и т. д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).