Школьная экскурсия — Форма учебно-воспитательной работы с Группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее определяет сроки проведения экскурсий и предусматривает обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы. Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке. На экскурсиях собирается материал, который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, разрабатывает маршрут экскурсии. Школьники должны быть обеспечены снаряжением: блокноты и карандаши для записи, коробки для сбора материала, сачки и прочее оборудование. Для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения. В нем определяется следующее: Тема экскурсии, ее цель и задачи. Маршрут экскурсии. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий. Самостоятельная работа по заданиям. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений исобранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение. Итоговая беседа по теме экскурсии. Осмотр территории и приведение ее в порядок. Общее заключение по экскурсии. 10. Обработка учениками собранного материала и подготовка отчета, сообщения.