В учебно-познавательской деятельности можно выделить ряд компонентов: 1) мотивационный (потребности, интересы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения); 2) ориентировочный – это принятие или осознание учеником целей и задач учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование; 3) содержательно-операционный (связан с системой знаний и со способами умений); 4) энергетический – это проявление эмоционально-ценностого отношения к изучаемому материалу (связан с вниманием и волевыми усилиями); 5) оценочный связан с самооценкой, самоконтролем, ходом и результатом выполнения действий и самоуправлением процесса учения. Задачи активизации учебно-познавательной деятельности: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учебным занятиям, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, воспитание чувства ответственности за учение; 2) формирование и развитие системы биологических ЗУНов как основы учебных успехов и успехов в дальнейшей деятельности; 3) развитие умственной и мыслительной активности как условие учебно-познавательной самостоятельности у учащихся, развитие творческого мышления; 4) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, самоорганизации, рациональной организации и культуры умственного труда.