Понятие — это особая форма мышления и важнейший объект учебных действий и фактор умственного развитияучащихся. В понятиях изложен обязательный минимум знаний по всем учебным предметам. Понятия рассматриваются как Основные единицы учебного содержания. Оно фиксирует в своем содержании сущность предметов и явлений, отражает результаты обобщений. Законы, теории, идеи раскрываются в форме научных понятий. Даже факты, если это реальные научные факты, являются ступенями на пути определения понятия. В понятиях отражается реальная общность объектов, потому они являются формой отражения предметов и явлений со стороны их существенных признаков и отношений. В каждом понятии имеется содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков, и оно отражает качественную сторону понятия. Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Путь познания от чувственных данных к абстрактному мышлению, в результате чего появляется новое знание в виде понятий — это движение знаний от образа явления к осознанию его сущности. Этот путь познания реализуется путем формирования и развития понятий. Развитие понятий — основная движущая сила всего процесса познания вообще и в практике школы в частности. Существенной стороной понятия является его содержание, т. е. Совокупность отличительных признаков, основным ядром в содержании являются существенные признаки. От количества существенных признаков зависит полнота отображения предмета в понятии. Степень сложности понятия определяется полнотой отображения предметов и явлений. СТруктура содержания понятия — вид упорядоченности элементов содержания, устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов. При этом отмечаются взаимосвязи не самих объектов, а их упорядоченность в отображении, т. е. композиция совокупности элементов содержания понятия. ФОрмирование и развитие понятий не сводится к заучиванию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся. Данный процесс проходит через ряд этапов овладения понятием (восприятие — представление— понятие — система понятий). Накопление предшествующих знаний — это одно из важных условий для определения (выведения) многих биологических понятий. Данное обстоятельство послужило основанием для выделения трех этапов в формировании и развитии понятий такого плана: I — накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия; II — интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия; III — использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития. Формирование и развитие биологических понятий представляют собой сложный процесс, основой которого является развитие знаний в плане: восприятие—представление—понятие—система понятий, и накопление опорных знаний—определение и закрепление понятий—дальнейшее развитие понятий в их системе.