Творчество Редьярда Киплинга относится к неоромантической «литературе действия», которая отличалась от творчества неоромантиков тем, что была причастна к империалистической идеологии.
Киплинг был удостоен Нобелевской премии за «мужественность стиля».
Демократизация содержания и формы в талантливой поэзии Киплинга, с одной стороны, противостояла изысканности и рафинированности декадентской литературы, но с другой - идеализировала чиновничий и казарменный быт. В противовес безволию и анемичности декадентской поэзии Киплинг создает «литературу действия», воспевает человеческую активность, мужество, стойкость. Но в то же время он подчиняет изображение сильного, энергичного, смелого человека идее покорного и безропотного служения Британской империи.
Киплинг-поэт опубликовал несколько сборников стихов.
Киплинг опубликовал несколько сборников рассказов: «Простые рассказы с гор» (1887), «Три солдата» (1888), «Рикша-призрак» (1889). Действие во многих романах Киплинга происходит в Индии, Сюжеты связаны со взаимоотношениями англичан и индийцев, с тяжелой судьбой простых людей Индии.
Киплинг родился в Бомбее, получил образование в Англии; впоследствии он сотрудничал в индийской газете. Впечатления от пребывания в Индии легли в основу многих его произведений. Киплинг писал о жизни английских колониальных чиновников и солдат, об их отношениях с индийцами. Правдивость изображения Индии сочеталась у него с прославлением Британской империи и с идеей превосходства белого человека. Колонизаторскую политику Англии Киплинг считал благом для отсталых народов. Он с восхищением пишет о колониальных чиновниках и солдатах, которые, по его мнению, мужественно выполняют свой долг, с терпением и покорностью несут «бремя белого человека», заключающееся в том, чтобы отстаивать интересы Британской империи на Востоке.
Пропаганда этих идей осуществляется Киплингом в демократической форме. Писатель приближает официальную идеологию к простым людям, внушая им чувство долга перед империей.
В ряде произведений - «Саис мисс Йол», «Дело о разводе супругов Бронкхорст» и др. - Кипдинг с большим сочувствием нарисовал фигуру полицейского агента Стрикленда, который использует знание Индии, ее обычаев, языков, чтобы проникать повсюду и добывать английским колониальным властям нужные сведения.
В рассказах из цикла «Три солдата» фигурируют образы трех английских солдат - друзей Малвени, Ортериса и Лиройда. Они как участники колониальной войны проливают кровь «цветного» населения. При этом они сознают, что совершают жестокие поступки, и высказывают недовольство колониальной администрацией. В характерах своих героев автор подчеркивает чувство товарищества, демократические настроения и способность вынести все тяготы военной службы. Солдатскую службу писатель изображает как тяжкий труд, такой же, как труд крестьянина.
Стремясь доказать «цивилизаторскую миссию» британских колониальных чиновников, Киплинг вместе с тем объективно показал непримиримость интересов британских империалистов и порабощенных индийцев.
В рассказах Киплинга сказалась журналистская манера броско и лаконично подавать любопытные факты. Сквозь обилие яркого фактического материала пробивается реалистическое начало. Во многих рассказах писатель правдиво изобразил жизнь британской колонии и с сочувствием показал индийцев, передал своеобразный колорит Индии {рассказ «Лиспет»). Оригинальность рассказов Киплинга, посвященных Индии, - в точном изображении национального характера, в верной передаче народных верований и обычаев. Киплинг создал привлекательные образы индийцев, увидев в них прекрасные душевные качества.
В наиболее известных произведениях Киплинга - «Книге Джунглей» (1894) и «Второй книге Джунглей» (1895) - использован богатейший материал индийского фольклора, который и составил основу их поэтического содержания. И в этих книгах ощутимы реакционные идеи Киплинга, настаивающего на абсолютном характере закона джунглей, где выживает и властвует сильнейший. Однако эти идеи отступают на второй план перед стихией жизнелюбия и поэтизацией человеческой энергии и воли.
Первейшим в ряду живых существ оказывается человек. Мальчик Маугли, вскормленный волчицей, живет среди зверей, узнает их законы и становится повелителем джунглей. Он борется со злом, воплощенным в образе тигра Шер-Хана. Маугли в его борьбе помогают храбрая черная пантера Баги-ра, добрый медведь Балу, мудрый питон Коа. «Книги Джунглей» принадлежат к числу анималистских произведений писателя. Киплинг наделяет животных чертами человеческой психики. Жизнь животных оказывается иносказательным изображением жизни человеческого общества. В «Книгах Джунглей» великолепны картины экзотической природы, на фоне которых в романтическом духе повествуется о смелых действиях Маугли. Читая книгу, слышишь шорохи в траве, дуновение ветра, движение летучей мыши, крик совы, каждый всплеск в реке маленькой рыбки; слышыиь крики вертлявых обезьян, рычание тигров, видишь коршуна Чиля, летящего в вышыне, слонов Хатхи, кот может прожить сто лет. Увлекательны фантастические эпизоды жизни Маугли среди зверей. Произведения не только для детей. В его сказках передана народная мудрость.