В повестях М. Горького «Детство» (1913) и «В людях» 11915) прослеживается формирование личности, становление характера в детские и отроческие годы. На материале собственной жизни писатель создал образ героя своего времени и вместе с тем народный характер. Обусловливается это тем, что судьба Алеши Пешкова и его мировоззрение оказались неразрывно связаны с жизнью людей труда. О трилогии М. Горького написано достаточно много. Выяснено ее место в ряду великих автобиографий прошлого. Алешу Пешкова исследователи сопоставляли с толстовским Николенькой Иртеньевым, строили свою концепцию на противопоставлении «светлого детства» дворянских мальчиков и безрадостных, недетских воспоминаний тех, кому, как и М. Горькому, пришлось рано столкнуться со «свинцовыми мерзостями жизни».
Горький провел своего героя через заблуждения и противоречия, надежды и иллюзии к осознанию связи с людьми, он пользовался преимущественно «материалом автобиографическим, но ставил себя в позицию свидетеля событий, избегая выдвигаться как сила действующая, дабы не мешать самому себе, рассказчику о жизни».
Писатель, переоценивая собственный путь, проверял силу духа и выдержку героя. Уже в детстве Алеша не раз был «близок к отчаянию», но сопротивлялся ему; сталкиваясь с жестокостью, он ощущал в себе внутреннее сопротивление: «не терплю грязи... не хочу терпеть злое». И этот мотив протеста, готовность к озорству стали определяющими в духовном развитии героя. «Я плохо приспособлен к терпению»,— признавался он себе. Зачастую испытывал «вспышки ненависти к упрямо терпеливым людям». Вмести с тем М. Горький показал, насколько трудно молодому человеку самоопределиться, как «тянет его во все стороны».
Для горьковского героя книги — источник знаний о жизни, но книжное знание ограничено: Алексею Пешкову книги сначала помогли «спастись», «сделали неуязвимым для многого», однако скоро стал ясен разрыв между книгой и жизнью. В духовном развитии героя крайне существенно приобщение его к труду. Навсегда остался в памяти Алеши Пешкова день, когда он «впервые почувствовал героическую поэзию труда». Конечно, он испытывал не только радость труда, но и каторгу принудительной работы, тем знаменательней его способность увидеть в труде поэзию.
Герой М. Горького хотел разобраться в себе, задавался вопросом: «Как жить иначе, куда идти?» Писатель правдиво показал процесс его взросления, но оставил своего героя, не дождавшись его зрелости. Ему важен был не итог, а тенденция развития характера. Вскоре после автобиографических повестей М. Горький написал цикл рассказов «По Руси», где центральный персонаж тот же. Он повзрослел, ему уже около двадцати. В процессе активного наблюдения он постигает жизнь, себя, людей.
Автобиографическая трилогия Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты” стоит в ряду тех его произведений, в которых писатель стремится воплотить многообразные художественные искания, выразить активный, жизнеутверждающий взгляд на жизнь.
Путь героя горьковской трилогии к революционному самосознанию далеко не был простым и прямолинейным, он воплотил сложность исканий истины человеком из народа. Основная мысль, цементирующая повествование, заключается в словах писателя: “Русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолеет мерзость жизни”.
В повести “Детство” весьма значительное место отведено Акулине Ивановне и Хорошему Делу, а в повести “В людях” — повару Смурому и кочегару Якову. Эти люди оказали огромное влияние на формирование чувств и мыслей главного героя трилогии — Алеши Пешкова. В повестях они выделены как фигуры, значительные своей индивидуальностью, и в них в определенной мере олицетворены добрые и талантливые начала русского характера.
Духовный мир Алеши Пешкова населяли родственники и чужие люди, с которыми его столкнула тяжелая судьба. В формировании его сознания участвовали две силы, которые, казалось, были далеко не равны. Это силы зла и добра. В этих условиях возможность выбора в огромной мере зависела от ума Алексея, его характера, прирожденного умения наблюдать и воспринимать факты, явления жизни.
Прекрасной особенностью Алеши было восприятие доброго и красивого и отталкивание от злого и дрянного, отравлявшего атмосферу в доме Кашириных и вне его. В этом смысле особенно характерно противопоставление бабушки Акулины Ивановны и деда Каширина в сознании мальчика. Горький сохранил благодарную память о бабушке. Она воспитала в нем редкий дар — умение уважать и любить человека.
Если в первых частях трилогии Горький показывал характер героя главным образом в сопротивлении уродствам жизни, то в III части — “Мои университеты” — дальнейшее развитие характера раскрывается в процессе духовного и. идейного формирования. Характер Алеши Пешкова складывался не только в сопротивлениях окружающей среде; сопротивление это было связано и с переоценкой ценностей, почерпнутых из книг и рассказов людей, имевших на него влияние. При этом он хотел и стремился самостоятельно осмыслить сложные явления и факты жизни. Действительность, которую “осваивал” юноша Пешков, раскрывалась перед ним в противоречиях, и нередко враждебных. Но она же и хранила в себе истину, а до этой истины он добирался, составляя мнения о разных “учителях жизни”. И изображение героя в этих трудных идейных исканиях Горький как раз и связывает с судьбой народной, в то же время отодвигает на второй план собственное “я”. Идейный нерв автобиографических повестей — стремление писателя шаг за шагом показать крепнущее сознание ребенка,
а позднее Алеши Пешкова, его человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой