Наибольшим авторитетом среди создателей исторических романов долгие годы пользовался Алексей Толстой. «Петр I» считался образцовым произведением в этом жанре. Начало работы над романом совпало с началом первой пятилетки. Перекличка эпох ощущалась автором в буйстве сил, взрыве человеческой энергии и воли. Яркий изобразительный талант, умение воссоздать образы далекого прошлого, сделать по-настоящему живой речь персонажей обеспечили успех особенно первому тому (1929—1930). Характер Петра дан в развитии, вымысел органически сочетался с документальным материалом. Вместе с тем на концепции романа явно отразилась официальная идеология 30-х годов. В образе Петра утверждалась сильная государственная власть, оправдывалась любая жестокость, совершенная во имя высокой цели. Если в рассказе «День Петра» (1918), в пьесе «На дыбе» (1929) царь был представлен обреченным одиночкой, то в романе акцентировалась его «страшная воля». В первых версиях романа она вела в тупик, в последней — создавала непреходящую «славу и богатство отечества».
Подобные метаморфозы произошли и с «Хождением по мукам» (1918—1941) — произведением о более близкой истории. Первая часть была создана в эмиграции. После возвращения на родину А. Толстой ее переписал. В итоге не только Телегин оказывался в Красной Армии, но и Рощин. А в 1937 году появилась повесть Толстого «Хлеб», где Сталин выступал в роли замечательного полководца гражданской войны.
В 40-е годы обращение писателей к прошлому было ориентировано на задачу патриотического воспитания. Идея защиты отечества стала звучать в литературе еще до войны. Так, в конце 30-х годов началась публикация романов В. Яна о татарском нашествии. Они воспринимались как предупреждение о «новом Чингизхане». Автор получил признание у читателей за занимательность, открытие нового материала, у литературных руководителей за изображение прошлого «с позиций марксистско-ленинского понимания истории». К сожалению, эти позиции признавались единственно возможными, и любая неожиданность в осмыслении прошлого и настоящего каралась политическими обвинениями.