(ИЗ УЧЕБНИКА)
Для литературы 20-х годов характерно не только различие подходов писателей к жизненным проблемам, к герою времени, но и стилевое многообразие. Были продолжены художественные поиски писателей начала века. Реалистическое отображение действительности казалось явно недостаточным. Е. Замятин, писатель-теоретик, говоря о новой литературе, ввел термин «синтетизм»: сосуществование «микроскопа реализма с телескопичностью стекол символизма».
Повышенная субъективность восприятия художника давала возможность отойти от жизнеподобия, представить «контурную» картину действительности, выделить лейтмотивы, «сместить» планы. Как пример такой импрессионистической прозы 20-х годов М. Голубков рассматривает в прозе произведения Б. Пильняка, в поэзии — стихи О. Мандельштама. Главным в произведении, подчеркивает исследователь, становится не объяснение человека обстоятельствами, средой, а особенности восприятия действительности писателем и его героями. Особой ценностью в таком тексте обладает мгновение, сегодняшний день, его значимость, его неповторимость. Фантастика сосуществует с бытом, обобщение с конкретностью.
Другая особенность новой прозы проявлялась в повышенной выразительности, экспрессивной форме фраз, ритма, в деформации внешнего мира ради постижения глубинных вопросов бытия. М. Голубков относит к произведениям, созданным на основе экспрессионистической эстетики, «Мы» Е. Замятина и «Котлован» А. Платонова. Гротеск, фантастика этих произведений помогают писателям выявить алогизм, абсурдность в современной им действительности.
Многие прозаические произведения 20-х годов строились по законам поэтической речи. Значительный пласт этой прозы получил название «орнаментальной». Интересно использовались метафоры, ритмическая организация текста, устное слово рассказчика — «сказ». Эти особенности характерны для произведений И. Бабеля.
В литературу хлынул поток просторечных слов, диалектизмов, неологизмов, речевых конструкций с разговорным синтаксисом, с разнообразием живых интонаций.
Л. Леонов, к примеру, обращался к древнейшей форме фольклора — заговорам, народным поверьям, сказочным и мифологическим образам Древней Руси, магическим заклинаниям. «Не ходите в полночные леса, девки, по ягоды, мужики, по дрова, трухлявые старухи, за грибами: встретишь дива, он куражиться горазд, гаркнет — станешь пень...»