АКМЕИЗМ
*Акмеизм как течение модернистского искусства сформировался в рамках символизма. Группа поэтов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.) из числа посетителей салона Вяч. Иванова выделилась в самостоятельную организацию. В названиях своего кружка они подчеркивали значительность намерений и профессионализм: «Поэтическая академия», «Цех поэтов». Овладев поэтическим мастерством, ставили себе целью опередить своих учителей. Акмеисты, как подчеркивал Н. Гумилев, не отвергали символизм, они стремились лишь нейтрализовать его крайности. Они считали, что увлечение вопросами бытия уводило символистов от реальной действительности. Акмеисты проповедовали здоровое мироощущение, утверждали ценность жизни, красоту земного мира. Неприязнь к метафорическим абстракциям сопрягалась с пафосом литературного совершенства.
Называя символизм «достойным отцом», Н. Гумилев вместе с тем утверждал необходимость нового направления. Этимология названии группы (высшая степень чего-то, цветущая пора) свидетельствовала об уверенности в создании действительно художественных ценностей.
В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилев сформулировал эстетические принципы своей группы и отношение акмеистов к традициям предшественников. Ориентация на Шекспира объяснялась вниманием к внутреннему миру человека. Рабле признавался учителем в показе «мудрой физиологичности»; из французских поэтов были выделены Ф. Вийон и Т. Готье.
Произведения акмеистов печатались в журнале «Аполлон». Просуществовавший недолго первый «Цех поэтов» (1911—1914) был возобновлен на короткое время уже после Октябрьской революции.
Акмеизм в истории отечественной литературы остался все-таки эпизодом, а не школой, имеющей последователей. Резкие слова Блока (статья «Без божества, без вдохновенья») об акмеистах заставляют еще раз осознать невозможность восприятия творчества выдающегося поэта в рамках школы. «Гумилев и некоторые другие «акмеисты», несомненно даровитые,— писал А. Блок,— топят сами себя в холодном болоте бездонных теорий всяческого формализма».*
Журналы «аполлон», «Гиперборей»
Философия:
-отрицание мистических устремлений символов
-самоценность земного, посюстороннего мира
-конкретность, вещность, иллюстративность
Особенности стиха:
-название вещей своим именами, слово во всех его значениях
-ясность и доступность
-вещность стихов, преобладание имен существительных, незначительная роль глаголов
-ослабление стиховой напевности, тяготение к оборотам простого разговорного языка
«всегда помнить о непознаваемом, но не оскорбить своей мысли о нем более или менее вероятными догадками»
ФУТУИЗМ
*В определенном смысле наследниками символизма были и футуристы. Это крайнее по эстетическому радикализму направление возникло в 1910 году. Дата определяется по выпуску их первой программной книжки «Садок судей». Один из ее авторов, В. Хлебников, придумал русский вариант названия группы — «будетляне». А в «Пощечине общественному вкусу» (1912) были сформулированы их требования к новому и старому искусству и утверждались «права поэтов».
«Только мы — лицо нашего времени,— заявляли будетляне,— Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч., и проч. нужна лишь дача на реке. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку». Претензии на вселенский масштаб, на единственность формулировались броско, заведомо скандально. Установка на эпатаж обывателя охватывала и творческую интеллигенцию. Эта скандальность, непонятность, надуманность были причиной того, что футуризм в процессе изучения истории отечественной литературы дольше других модернистских течений оставался за пределами серьезного внимания. Он «как бы не подлежал оправданию» (В. Терехина).
Вместе с тем именно футуристам удалось наиболее выразительно передать ощущение раскола мира, создать картину мира в его хаосе. «Русский футуризм,— писал А. Блок,— был пророком и предтечей тех страшных карикатур и нелепостей, которые явила нам эпоха войн и революций».
В отличие от акмеистов, футуристы готовы были с презрением отвернуться от предшественников. «Русская литература до нас — футуристов,— утверждал А. Крученых,— была спиритической и плаксиво-худосочной». В 1912 году Крученых создал свою декларацию О заумном языке, то есть языке, строящемся вне логики познания, по логике эмоций. Долгое время опыты футуристов в области «зауми», их рассуждения о «самовитом слове» вызывали интерес западных ученых, но не становились предметом изучения отечественных исследователей. Многим непонятное казалось просто вычурным, освобождение слова от смысла представлялось абсурдом. В то же время футуристы в своем понимании важности слова обратили внимание читателей прежде всего к языку литературы. Еще предстоит разобраться в «лабораториях слова» А. Крученых и В. Хлебникова, в системе обнажения приема, в методах словоустройства.
Футуризм в России был представлен несколькими группами: кубофутуристы (В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников); эгофутуристы (И. Северянин); «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич); «Центрифуга» (Б. Пастернак).*
Журнал «пощечина общественному вкусу»
Философия:
-утопическая мечта о создании сверхискусства
-рациональное обоснование творчеств с опорой на фундаментальные науки
-мироздание во всей безгрешности пространства и времени
Особенности стиха:
-композиционные и графические эффекты
-введение стилистически неуместных слов
-стремление через звучание слова вернуться к основами природы
«Непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия»
ИМАЖИНИЗМ
Имажини́зм — литературное направление в русской Поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании Образа. Основное выразительное средство имажинистов — Метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен Эпатаж, Анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние Русский футуризм.
История
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший Футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.
В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.
Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.
Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу. Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.