3. Художественные программы различных модернистских течений (акмеизм, футуризм, имажинизм). Наиболее талантливые авторы

АКМЕИЗМ

*Акмеизм как течение модернистского искусства сформировался в рамках символизма. Группа поэтов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.) из числа посетителей салона Вяч. Иванова выде­лилась в самостоятельную организацию. В названиях своего кружка они подчеркивали значительность намерений и профессионализм: «Поэтическая академия», «Цех поэтов». Овладев поэтическим мастер­ством, ставили себе целью опередить своих учителей. Акмеисты, как подчеркивал Н. Гумилев, не отвергали символизм, они стремились лишь нейтрализовать его крайности. Они считали, что увлечение воп­росами бытия уводило символистов от реальной действительности. Акмеисты проповедовали здоровое мироощущение, утверждали цен­ность жизни, красоту земного мира. Неприязнь к метафорическим аб­стракциям сопрягалась с пафосом литературного совершенства.

Называя символизм «достойным отцом», Н. Гумилев вместе с тем утверждал необходимость нового направления. Этимология названии группы (высшая степень чего-то, цветущая пора) свидетельствовала об уверенности в создании действительно художественных ценностей.

В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гу­милев сформулировал эстетические принципы своей группы и от­ношение акмеистов к традициям предшественников. Ориентация на Шекспира объяснялась вниманием к внутреннему миру человека. Рабле признавался учителем в показе «мудрой физиологичности»; из французских поэтов были выделены Ф. Вийон и Т. Готье.

Произведения акмеистов печатались в журнале «Аполлон». Про­существовавший недолго первый «Цех поэтов» (1911—1914) был во­зобновлен на короткое время уже после Октябрьской революции.

Акмеизм в истории отечественной литературы остался все-таки эпизодом, а не школой, имеющей последователей. Резкие слова Блока (статья «Без божества, без вдохновенья») об акмеистах заставляют еще раз осознать невозможность восприятия творчества выдающегося поэта в рамках школы. «Гумилев и некоторые другие «акмеисты», несомненно даровитые,— писал А. Блок,— топят сами себя в холод­ном болоте бездонных теорий всяческого формализма».*

Журналы «аполлон», «Гиперборей»

Философия:

-отрицание мистических устремлений символов

-самоценность земного, посюстороннего мира

-конкретность, вещность, иллюстративность

Особенности стиха:

-название вещей своим именами, слово во всех его значениях

-ясность и доступность

-вещность стихов, преобладание имен существительных, незначительная роль глаголов

-ослабление стиховой напевности, тяготение к оборотам простого разговорного языка

«всегда помнить о непознаваемом, но не оскорбить своей мысли о нем более или менее вероятными догадками»

ФУТУИЗМ

*В определенном смысле наследниками символизма были и фу­туристы. Это крайнее по эстетическому радикализму направление возникло в 1910 году. Дата определяется по выпуску их первой про­граммной книжки «Садок судей». Один из ее авторов, В. Хлебников, придумал русский вариант названия группы — «будетляне». А в «По­щечине общественному вкусу» (1912) были сформулированы их тре­бования к новому и старому искусству и утверждались «права поэтов».

«Только мы — лицо нашего времени,— заявляли будетляне,— Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ре­мизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч., и проч. нужна лишь дача на реке. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов на непре­одолимую ненависть к существовавшему до них языку». Претензии на вселенский масштаб, на единственность форму­лировались броско, заведомо скандально. Установка на эпатаж обы­вателя охватывала и творческую интеллигенцию. Эта скандальность, непонятность, надуманность были причиной того, что футуризм в процессе изучения истории отечественной литературы дольше дру­гих модернистских течений оставался за пределами серьезного вни­мания. Он «как бы не подлежал оправданию» (В. Терехина).

Вместе с тем именно футуристам удалось наиболее выразитель­но передать ощущение раскола мира, создать картину мира в его ха­осе. «Русский футуризм,— писал А. Блок,— был пророком и предте­чей тех страшных карикатур и нелепостей, которые явила нам эпоха войн и революций».

В отличие от акмеистов, футуристы готовы были с презрением отвернуться от предшественников. «Русская литература до нас — фу­туристов,— утверждал А. Крученых,— была спиритической и плак­сиво-худосочной». В 1912 году Крученых создал свою декларацию О заумном языке, то есть языке, строящемся вне логики познания, по логике эмоций. Долгое время опыты футуристов в области «за­уми», их рассуждения о «самовитом слове» вызывали интерес запад­ных ученых, но не становились предметом изучения отечественных исследователей. Многим непонятное казалось просто вычурным, освобождение слова от смысла представлялось абсурдом. В то же время футуристы в своем понимании важности слова обратили вни­мание читателей прежде всего к языку литературы. Еще предстоит разобраться в «лабораториях слова» А. Крученых и В. Хлебникова, в системе обнажения приема, в методах словоустройства.

Футуризм в России был представлен несколькими группами: кубофутуристы (В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников); эго­футуристы (И. Северянин); «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич); «Центрифуга» (Б. Пастернак).*

Журнал «пощечина общественному вкусу»

Философия:

-утопическая мечта о создании сверхискусства

-рациональное обоснование творчеств с опорой на фундаментальные науки

-мироздание во всей безгрешности пространства и времени

Особенности стиха:

-композиционные и графические эффекты

-введение стилистически неуместных слов

-стремление через звучание слова вернуться к основами природы

«Непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия»

ИМАЖИНИЗМ

Имажини́зм — литературное направление в русской Поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании Образа. Основное выразительное средство имажинистов — Метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен Эпатаж, Анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние Русский футуризм.

История

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший Футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.

В 19191925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А. Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу. Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.