Шпора по экономике

19. Валовой Внутренний Продукт (ВВП), Валовой Национальный Продукт (ВНП), Национальный Доход (НД). Дайте определение и охарактеризуйте взаимосвязь между ними.

ВВП - обобщающий  экономический показатель, который выражает совокупную стоимость создаваемых  внутри страны конечных товаров и услуг в рыночных ценах.  ВНП - общая рыночная цена всех  готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. Национальный доход (НД) - вновь созданная стоимость  в стране за определенный период.

20. Номинальный и реальный ВНП: их измерение и их значение в макроэкономике. Проблема повторного счета в макроэкономике.

Реальный ВНП измеряет ценность объемов пр-ва готовых товаров и услуг используя цены, которые приведены к первому базовому периоду. ВНП увеличивается по след. прич.: 1. Рост населения 2. Рост запаса оборудования с длительным сроком хранения. 3. Улучшение технологий. Отклонение реального ВНП от его тренда, явл-ся показателями экономического колебания. Тенденции увеличения реального ВНП создают основу для улучшения уровня жизни населения в данной стране, но увел. Реального ВНП имеет свои издержки. Чем более быстро страна увел. реальный ВНП, тем быстрее истощаются её природные ресурсы, и тем больше проблема загрязнения окруж. среды.

ВНП представ­ляет собой денежный, временной и количественный показатель. Первичными данными, на основе кото­рых рассчитывается ВНП, являются показатели об­щих продаж компаний; однако эти показатели одно­временно отражают изменения как в количестве про­изводимых товаров, так и в уровне цеж Это означа­ет, что на величину ВНП окажут влияние изменения как физического объема всей продукции, так и уров­ня цен. Однако уровень жизни людей зависит в пер­вую очередь от количества товаров, произведенных и направленных в руки семей и отдельных индиви­дов, а не от цены, указанной на этикетках данных товаров. Гамбургер, продававшийся в 1970 г. за 65 центов, приносит такое же удовлетворение, как и га­мбургер, продававшийся в 1990 г. за 2 дол. При расчете показателя ВНП мы сталкиваемся с такой ситуацией: извлекая статистическую инфор­мацию из финансовых документов компаний и по­лучая ВНП для разных лет, мы имеем дело с номи­нальным показателем BHП. Мы можем сказать в какой мере, скажем, увеличение номинального ВНП в каком-либо году вызвано изменениями объ­ема производства, с одной стороны, либо колебаниями цен — с другой.

Например, мы не можем прямо ответить на вопрос, вызван ли 4-процентный рост ВНП увеличе­нием на 4% объема производства при нулевой инф­ляции, либо он вызван 4-процентной инфляцией при неизменном объеме производства, либо каким-либо иным сочетанием изменений объема производства и уровня цен (например, 2-процентным ростом производства и 2-процентной инфляцией). Проблема, заключается в том, любы скорректировать денежный (временной, количественный) показатель таким образом, чтобы он в точности отражал изменения физического объема, или количества единиц, про­дукции, а не колебания цен.

К счастью, был найден способ, преодолеть это затруднение: сокращать показатель физического объема ВНП с учетом растущих цен и, наоборот, повышать его, когда цены падают. Указанные кор­ректировки дают нам представление о ВНП для разных лет при предположении, что цены и курс доллара неизменны. Показатель ВНП, который отражает текущие цены, то есть такой показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен, иначе называется нескорректированный, выраженный в долларах по текущему курсу денежный, или номинальный ВНП. Аналогичным образом по­казатель ВНП, скорректированный с учетом инф­ляции (то есть повышения цен) или дефляции (то есть понижения Цен), представляет собой скоррек­тированный. выраженный в долларах по неизменному курсу, или реальный ВНП.

21. Охарактеризуйте круговой поток расходов и доходов в макроэкономике.

Модель макроэкономики в качестве действующих лиц имеет дом. хоз-ва, фирмы, гос-ва и остальной мир. Эта модель учитывает так же три (3) вида рынка:

1. Рынки факторов

2. Рынки товаров и услуг

3. Финансовые рынки.

Дом. хоз-ва предлагают факторы пр-ва, и покупают потребительский товар и услуги у фирм.  Фирмы нанимают факторы пр-ва и дом. хоз-в, получая прибыль за счёт их деят-ти. Продают потребительские товары дом. хоз-вам. Продают факторы пр-ва другим фирмам. Реальные потоки от дом. хоз-в фирмам явл-ся услугами факторов пр-ва. Дом хоз-ва предлагают фирмам труд, землю и естественные ресурсы. Движение в противоположном напр. От реальных потоков представлено денежными потоками. Фирмы платят зарплаты дом. хоз-вам за услуги их труда, % за использ. их капитала, ренту за использ. их земли, и прибыль собственникам фирмы. Доход (Y) представляет собой сумму платежей получаемую дом. хоз-вами за услуги факторов пр-ва. Совокупный доход явл-ся общим доходом всех дом. хоз-в. Часть своего дохода дом. хоз-ва тратят на потребл. товаров и услуг. Дом хоз-ва не тратят все свои доходы, часть они сберегают. Сбережения явл-ся разницей между доходами дом. хоз-в и расходами на сбережение осуществляемые через финансовые рынки. Фирма не продает все свои товары. Некоторые товары могут быть добавлены. Во-вторых, некоторая часть выпуска представляет собой новое капитальное оборудование, которое продается другим фирмам. Покупка нового оборудования, знаний и пополнение запаса, наз-ся инвестицией (капиталовложением «I»).

22. Равенство расходов, доходов и стоимости объема выпуска в макроэкономике.

Доход, который фирмы платят дом. хоз-вам вкл. платежи, зарплаты, ренты. Общая сумма, получаемая фирмой явл-ся суммой потребительских расходов и инвестиций, а вместе они составляют совокупные расходы. То, что фирмы получают совокупные расходы, и то, что они выплачивают = совокупному доходу. Сущ-ет два (2) способа, с помощью которых можно оценить стоимость произведенных фирмами товаров и услуг:

1. Оценить товары и услуги.

2. Оценить товары и услуги на основе того, что покупатели реально заплатили за них.

23. Индекс потребительских цен, дефлятор ВВП как измерители объема производства и их расчёты.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - показатель общей стоимости товаров и услуг, приобретаемые типичным потребителем. ИПЦ используется для контроля за изменением стоимости жизни.  Для того, что бы вычислить  ИПЦ  нужно: Определение количественного состава потребительской корзины. Выяснение цен на про-цию из потребительской корзины. Вычисление стоимости потребительской корзины. Определение темпов инф-ции.  Дефлятор ВВП показатель ур-ня цен, рассчитанный как отношение номинального ВВП к реальному, умноженное на 100. Цены и инфляция явл-ся большой проблемой для потребительских расчетов, но можно рассчитать  %-е изменение  в относительной цене, как разницу между % - ым уровнем изменения в цене ''-'' уровень инф-ции. Уровень цен и уровень инф-ции определяется независимо от  относительных цен. Увеличение ИНЦ на 5 %, - стоимость жизни возросла  на 5% . Нет,  изменении в ИПЦ
измеряет % - ое изменение в цене, фиксирован корзиной продуктов и услуг. Действительная же корзина  покупаемых продуктов  зависит от относительных цен и от вкуса потребителей.

24. Потребительская корзина. Уровень цен и инфляция, изменение относительных цен.

Существует 2-а основных индекса цен, используемых для измерения уровня цен.

1. Индекс потребительских цен измеряет средний уровень цен на товары и услуги, обычно потребляемые населением.

2. Дефлятор ВВП измеряет средний уровень цен на все товары и услуги, которые включены в ВВП.

25. Совокупный спрос и его составляющие. Неценовые факторы совокупного спроса.

Существует 3  типа заменителей на товары  и услуги , из которых складывается реальный ВВП 1. Деньги и активы (финансовые) Люди могут планировать купить меньше товаров и услуги услуг. 2. Товары и услуги в будущем. 3.  Другие товары и услуги.

27. Макроэкономическое равновесие. Охарактеризуйте три вида макроэкономического равновесия в зависимости от полной занятости.

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие. Идеальное - достигается в экономическом поведении индивидов  при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства: 1. Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления. 2. Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства. 3. Весь продукт прошлого года должен быть реализован. Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.

Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок. Различают частичное и полное равновесие:

Частичным называется равновесие на отдельно      взятом рынке товаров, услуг, факторов   производства. Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие. Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.На денежном рынке равновесие достигается за счет гибкости процентной ставки, которая балансирует количество накопленных у домохозяйств денег (сбережения) и величину спроса со стороны предпринимателей (инвестиции). Если потребители сокращают спрос на товары и увеличивают накопления, при данной процентной ставке появляются нереализованные товары. Производители станут сокращать производство и снижать цены. Одновременно начинает падать процентная ставка, поскольку спрос на финансовые ресурсы для инвестиций сокращается. В этой ситуации сбережения начинают сокращаться, поскольку процентная ставка сокращается, а на рынке много дешевого товара, а инвестиции начинают расти по причине дешевизны кредитов. В результате при новой процентной ставке общее рыночное равновесие восстановится на прежнем уровне объема производства, соответствующем полной занятости.

30. Инвестиции и их виды. Роль инвестиций в макроэкономике. Мотивы инвестирования.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала. Различают 2-а вида инвестиций: Финансовые  и реальные. Инвестиции – это вложение капитала в акции, облигации и др. ценные бумаги. Реальные инв. связанны с созданием реального капитала: здания, оборуд.  и так далее. Реальное инвестирование осущ-ся промыш. и торгов. фирмами. Резкое изменение инвестиций может оказать решающее воздействие на совокупный спрос и на Q производства и занятости. Инвес. ведут к накоплению капитала,  расширению производства и так далее. Пред-тель инв-ет с целью получения доходов, поэтому решение инв-вать зависит от 1. Спроса на прод-цию произ-мую благодаря новым инв-циям. 2. От % - ой ставки и налогов, которые влияют на инв-ции и на ожидания промышлен, формирующихся на основе проходных оценок экон-ки. Инв-ции непосред-но связаны со сбережениями,  так как  сбережения служат источником инвестиций.

Страница 3 из 3123