Шпоры по дошкольной педагогике

11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства

В процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Проблема периодизации состояла в том, что требовалось создание научной теории ее построения, основанной на изучении внутренней сущности онтогенеза. Д. Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева.

Основана на смене ведущего типа деятельности.

- младенчество - эмоциональное общение

- ранний возраст - предметно-орудийная д-ть

- дошкольный–игра

- млад школьный– учебная д-ть

- подросток– интимно0личностное общение

-ранняя юность– учебно-профессиональная д-ть

12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания

Семья – группа людей, объединенных родственными отношениями. Она характеризуется автономностью, закрытостью, функционирует по своим внутренним законам. Вместе с тем, семья не является чем-то статичным, неизменным.

Ведущие факторы развития семьи – наличие или отсутствие детей и продолжительность брака.

Семья- категория историческая. У семьи есть своеобразный национальный колорит.

Значение семьи

Семья удовлетворяет потребности человека в любви и счастье, содружестве, отцовстве, в домашнем уюте, в признании и авторитете.

В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет других людей через призму суждений, оценок проступков родителей.

Факторы воспитания в семье

Сила семейного воспитания связана с наличием 3-х факторов:

- интимный характер нравственно-психологического климата семьи, основанный на родственных связях, выражающихся в глубокой кровной любви к детям и ответном чувстве детей к родителям.

- многоролевая структура семейного коллектива, обуславливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния

- наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные семейные отношения и деятельность

Типы семей: благополучные; формально-благополучные; не­благополучные; неполные; семьи социального риска.

Соловьев Н. Я. сказал: "Функций семьи столько, сколько ви­дов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлет­воряет".

Приведем несколько вариантов Функций семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, репродуктивная.

Условия воспитания в семье

Объективные:

- уровень материального благосостояния семьи

- численность и состав семьи

Субъективные

- общественная направленность родителей, их желание воспитать достойного человека

- характер внутрисемейных отношений

- культурный потенциал семьи

- уровень педагогической культуры родителей

1З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника

Структура семьи определяется количеством поколений, количеством и полом детей, наличием обоих родителей.

По количеству поколений

Наиболее распостранена в нашем обществе Двухпоколенная семья: дети + родители.

Положительные аспекты такой семьи

- молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, ответственности;

- меньше конфликтов «отцов и детей»

Недостатки такой семьи

- теряются семейные связи, традиции;

- у старшего поколения нет возможности тесного общения со своими внуками, участия в их заботе и воспитании

Многопоколенная семья (родители, дети, прародители)

+: если семья дружная, то имеется разностороннее общение, взаимовлияние;

- лучше обеспечен быт;

- более целесообразное распределение пед. сил

-: отсутствие последовательности и единства требований к ребенку со стороны членов семьи;

- разнобой в методах воспитания (родители обычно более требовательны, прародители больше прощают, разрешают)

По наличию обоих родителей - полная и неполная

Неполная семья (нет одного из родителей)

-: Трудность в воспитании детей заключается в недостатке общения, отсутствии правильной психологической атмосферы.

При воспитании в такой семье мать не должна изнеживать ребенка, а, наоборот, подчеркивать в мальчике мужские черты, систематически обеспечивать общение с родственниками мужского пола.

Важно усилить влияние каждого члена семьи на ребенка, чтобы компенсировать отсутствие члена семьи.

По количеству детей в семье

Однодетная семья. В большинстве случаев ребенок в центре семьи, ему перепадает больше материальных и эмоциональных благ. Но ребенок чаще находится на позиции опекаемого, делает все вполсилы.

Единственный ребенок не имеет возможности близко общаться с другими детьми, у него часто развивается завышенная самооценка и самомнение, могут проявиться эгоистические черты.

В семье с несколькими детьми детям приходится делить между собой заботу и внимание родителей. Это компенсируется особыми эмоциональными связями в общем детском мире. Старшие и младшие выступают по отношению к друг другу в качестве обучающих и обучаемых.

-: дети могут соперничать между собой, младшие не хотят донашивать вещи старших, старшие не хотят нянчить младших.

14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников

Можно выделить несколько типов семей.

1 тип. Благополучные семьи.

Для этого типа семьи характерны идейная убежденность, высокие духовные интересы и потребности, гражданственность. Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.

2 тип. Формально-благополучные семьи.

Для них характерна идейная убежденность, ответственное отношение к производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между членами семьи, духовная близость.

3 тип. Неблагополучные семьи.

Отсутствуют духовные интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие в семье трудовых традиций, беспорядок в ведении хозяйства.

4 тип. Неполная семья.

Это семьи в которых нет одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и неблагополучной, если эти условия нарушаются.

16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси

В Белоруссии первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802 г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 - в Гродно, в 1808 - для незаконнорожденных воспитательный дом в Витебске. С этого времени в Белоруссии и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома, как тип дошкольного учреждения, получили более широкую известность только в ЭО-х - 40-х годах XIX столетия.

Наиболее характерным для начала 90-х годов XIX века было появление нового типа дошкольного учреждения - Ясли - приюты. По инициативе О. Я. Жестоковой был открыт детский приют "Ясли" для детей трудящихся. В дневной приют "Ясли" принимали детей в возрасте от 2 до 8 лет всех национальностей, они получали бесплатное трехразовое питание. Приводили детей к 7 утра, если матери на работу к 4 часам утра, разрешали детей оставлять на ночь. Работа добровольных товариществ по созданию приютов активизировалась в годы первой мировой войны; создаются для детей преддошкольного и дошкольного возраста детские приюты, сиротские дома.

Воспитательно-образовательная работа в дневных яслях-приютах не имела единых требований организации и методов воспитания. Их цель - простой присмотр и уход за малолетними детьми. Воспитательно-образовательная работа включала в себя простейшие элементы умственного, нравственного и физического воспитания, отсутствовало единство требований общественного и семейного воспитания, не учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. создавались в 90-е годы XIX века еще и Бесплатные народные детские сады. Они открывались преимущественно в крупных городах и промышленных центрах для детей городской бедноты и рабочего класса, работали не более 6 часов в день.

Наряду с бесплатными дошкольными учреждениями существовали платные, в которых находились дети зажиточных семей.

По неполным данным всего в дореволюционной Белоруссии насчитывалось примерно 40 дошкольных учреждений разных типов, главными из которых были народные детские дома, приюты, ясли-приюты, очаги, сады и дошкольные группы при школах. Детей содержалось в них свыше 3 тысяч человек. В среднем детское учреждение имело, как правило, по 2-3 группы. В каждой из них находилось по 30, а в некоторых даже по 50- 60 детей.

В декабре 1917 г. в составе Наркомиссариата социального обеспечения организуется отдел охраны материнства и младенчества, которому поручается забота о здоровье, воспитании детей от рождения до трех лет, создание для них детских учреждений. В ноябре 1917 г. С. Н.К. издал декрет об организации Государственной комиссии по просвещению. Дошкольное дело было выделено в самостоятельный отдел. Этим декретом дошкольное воспитание включено в единую систему народного образования.

В ноябре 1917 г. опубликована первая декларация по дошкольному воспитанию. В ней указывалось, что общественное воспитание детей должно начинаться с раннего возраста, с первых ступеней развития ребенка, что оно должно быть бесплатным и неразрывно связано со школой.

В 1919 г. в программе партии дошкольное воспитание рассматривалось как первое звено в системе воспитания детей и тем самым предусматривалась необходимость связи общественного дошкольного воспитания со школой.

В дошкольных учреждениях равное воспитание детей всех сословий и национальностей, воспитание велось на родном языке, в духе уважения к труду, дружбы.

Основной тип дошкольного учреждения - ясли-сад, в котором воспитываются дети от 2 мес. до 7 лет. Ясли-сады созданы в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерях по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" (1959 г.). Данное постановление было направлено на установление единой системы воспитания детей от первого года жизни до перехода в школу, на улучшение организации лечебно-профилактического обслуживания детей, на укрепление связи родителей и детского сада в осуществлении единства воздействия на детей. Воспитание детей поручается одному педагогическому коллективу и одному врачу, который наблюдает за состоянием здоровья и физического развития каждого ребенка.

В советский период функционировали также и раздельные детские учреждения - ясли, где воспитываются дети от 2 мес. до 3 лет, детские сады для детей от 3 до 7 лет. Дет. сады различаются по кол-тву возрастных групп и по длительности пребывании детей в учреждении. Основным типом является Детский сад, работающий 9-12 часов и имеющий возрастные группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды: первая группа детей раннего возраста-от 2-3 мес. до I года; вторая группа детей раннего возраста - от I года до 2 лет; I младшая группа - от 2 до 3 лет, П младшая группа-от 3 до 4 лет; средняя группа - от 4 до 5 лет; старшая - 5-блет; подготовительная - 6-7 лет. В зависимости от кол-ва детей допускаются д/сады со смешанным по возрасту составом детей и меньшим количеством групп: однокомплектные, 2-комплектные, 3-комплектные. В многокомплектных д/с организуются параллельные возрастные группы.

При заводах и фабриках, работающих в три смены, организовывались детские сады или группы с круглосуточным пребыванием детей.

Длительность работы Сезонной площадки устанавливалась в разное время года в 9-10--12 часов. Особый тип учреждений - Санаторный детский сад- созданы с оздоровительной целью. Здесь дети получают усиленное питание, длительное время проводят на воздухе, находятся под постоянным наблюдением врача. Детские сады этого типа располагаются за городом или в зеленой зоне. Наряду с лечебно-профилактической работой в санаторном детском саду проводится воспитательная работа.

Дошкольные учреждения специального назначения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. В таких д/с обеспечивается воспитание и обучение по специальной программе и методике с целью коррекции и компенсации их развития, а также успешной подготовки к обучению в спец. школах.

Дома ребенка и дошкольные детские дома предназначены для воспитания детей-сирот или детей, воспитание которых в семье по различным причинам затруднено. В домах ребенка находятся дети от рождения до 3 лет, в дошкольных детских домах - от 3 до 7 лет. Заботу о таких детях полностью берет на себя государство.

Разнообразие типов д/учреждений обеспечивает охват детей разного контингента с учетом всех социально-экономических условий.

В настоящее время в РБ утверждено "Положении о ДУ в РБ", в котором определено наличие дошкольных учреждений следующих типов: ясли-сад (основной тип), детские ясли, детский сад, школа-детский сад. Создаются дошкольные учреждения общего и специального назначения. Специальные дошкольные учреждения организуются для детей с нарушениями в умет ценном и физическом развитии.

17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в Р. Беларусь на современном этапе

Основные направления:

I. приоритетное развитие образования и воспитания:

2. опора на национально-культурные традиции

3. гуманизация и демократизация образования;

4. многовариативность подходов;

5. подготовка специалистов на уровне мировых требований.

В 90-е годы началось преобразование существующей в Беларуси образовательно-воспитательной системы путем перевода ее е режима жестко регламентированной деятельности в состояние творческого функционирования с предоставлением учебным учреждениям, педагогам и учащимся свободы выбора содержания, форм и методов обучения. В 1991 году был принят закон "Об образовании в Республике Беларусь", в котором записано, что Республика Беларусь как суверенное государство имеет собственную систему образования и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее потребностям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа. Республика Беларусь обеспечивает приорететное развитие образования, соответствующие социально-экономические условия функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, освоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. В законе сформулированы принципы государственной политики в области образования: приоретет общечеловеческих ценностей, национально-культурная основа, научность, ориентация на Мировой уровень образования, гуманизм, связь с общественной практикой, экологическая направленность, преемственность и непрерывность, единство обучения, духовного и физического совершенствования, демократизм, светский характер, поощрение таланта и образованности, обязательность базового образования.

18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь

Структура образования в РБ имеет Три характерных блока:

Центральный (государственные учеб но-воспитательные заведения) и два дополняющих его блока - блок внешкольных государственных форм образования и воспитания (дома технического творчества, дворцы, клубы) и блок негосударственных учебных заведений (общественные, кооперативные, честные).

Центральный блок - основной, он представляет все ныне действующие типовые учебно-воспитательные учреждения от дошкольных до высших и учебные заведения нового типа (гимназия, лицей, ВПУ, колледж). Новые учебные заведения должны обеспечить уровень образования выше государственного стандарта. Зачисление и перемещение учащихся в них на более высокую ступень, прием на работу педагогов осуществляется по конкурсу.

Гимназия - целевое назначение: углубленное обучение, развитие наиболее подготовленных, способных детей; обеспечение общего среднего образования на повышенном уровне с широким гуманитарным компонентом.

Лицей. Целевое назначение: создание условий для глубокого развития интеллекта, творческого потенциала учащихся, обеспечение общего среднего образования повышенного уровня.

Высшее профессиональное училище (ВПУ). Целевое назначение: подготовка рабочих высшей квалификации, интеграция со средним специальным образованием.

Колледж. Целевое назначение: подготовка специалистов среднего звена повышенного уровня с алиментами высшего образования, интеграция с высшим образованием.

Новое направление в системе образования - создание учебных комплексов (школа-детский сад; ПТУ - техникум - вуз; школа-вуз и др.)

Наличие разнообразных форм образования и воспитания, как государственных, так и негосударственных, обогащает и расширяет образовательное пространство, создаст возможности широкого личностного выбора, позволяет оптимально вписываться в мировую систему образования, а значит, и приобщать все то лучшее, что создано в ней.

В 1990 году -концепция дошкольного воспитания - основные направления преобразования и совершенствования системы общественного дошкольного воспитания.

Основные идеи - гуманизация и деидеологизация ценностей, признание самоценности дошкольного детства. В качестве основного недостатка указывается использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах; цель дошкольного воспитания сведена к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывается специфика развития детей дошкольного возраста. Изменения в сфере дошкольного воспитания связаны с переходом от преимущественно административно-командных методов управления к экономическим и демократическим. Это прежде всего появление основных документов, дающих возможность перестроить содержание работы детского сада ("Концепция дошкольного воспитания", "Временное положение • дошкольном учреждении", вариативные программы воспитания в детском саду: "Радуга", "Развитие", "Пралеска", "Гармония" и др.). Кроме того, развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (дополнительные материальные средства можно получать с помощью спонсоров, коммерческой деятельности, оказания платных услуг населению, приглашение на договорных началах специалистов для оказания дополнительных услуг по развитию детей, организация дополнительных групп в вечернее время, сдача в аренду свободных помещений и т. п.) Все это помогает улучшить финансовое обеспечение детских садов за счет собственной предприимчивости.

19. Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь утверждено "Положении о дошкольных учреждениях в РБ", в котором определено наличие дошкольных учреждений следующих типов: ясли-сад (основной тип), детские ясли, детский сад, школа-детский сад. Создаются дошкольные учреждения общего и специального назначения. Специальные дошкольные учреждения организуются для детей с нарушениями в умет ценном и физическом развитии.

По принадлежности и формам организации дошкольные учреждения могут быть следующих видов: государственные, кооперативные, частные, смешанные (государственно-кооперативные, государственно-общественные и др.). Детские сады могут работать 5 или 6 дней в неделю по режиму дневного и круглосуточного пребывания в них детей, с одним или 2 выходными днями, а также с выходными, которые предоставляются персоналу по сменному графику. По желанию родителей в дошкольном учреждении могут создаваться дежурные вечерние группы, которые работают по режиму продленного дня, а также субботние, воскресные и праздничные дни. Продолжительность, начало и конец работы дошкольного учреждения или отдельных групп устанавливаются с учетом требований родителей.

С учетом пожелания родителей по решению Совета народных депутатов в дошкольном учреждении, на хозрасчетных началах или на условиях самоокупаемости могут создаваться группы кратковременного пребывания детей е продолжительностью работы меньше б часов; группы, в которых родители могут оставить детей на 1-2 часа; прогулочные группы, группы по подготовке детей к школе; физкультурно-оздоровительные группы; группы муэыкально-эстетического и художественного воспитания, с изучением иностранного языка и другие.

В учебных заведениях "Школа-детский сад" возрастной состав детей в дошкольных группах определяется советом этого учреждения в зависимости от количества групп и местных условий.

Положением о дошкольном учреждении предоставляется право выбора программы, средств, форм и методов воспитания, обучения.

В Республике Беларусь также работают мини-гимназии, дошкольные центры развития детей.

20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста

Цель. - это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Эта цель должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, выражать требования общества к человеку.

Применительно к детям дошкольного возраста Цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

-физическое развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;

-духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;

-интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются:

-создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;

-использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

-рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране;

-учет экологических условий, установление режима жизни в зависимости от здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

-формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

-развитие нравственной мотивационнопотребностной и эмоциональной сферы;

-формирование основ национального самосознания;

-воспитание эстетического отношения к жизни.

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-развитие речи;

-формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции "я - будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения

Страница 2 из 712345...Последняя »