Согласно гл. 7 Основ контроль является необходимым элементом функционирования системы нотариата. В зависимости от предмета контроль за деятельностью нотариусов подразделяется на два вида: - контроль по существу нотариальной функции (за со- вершением нотариальных действий); - контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей. В зависимости от субъекта контроль может быть: - судебным (осуществляемый судебными органами); - государственным (осуществляемый органами юстиции); - внутренним (осуществляемый нотариальной палатой) ит. д. За нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, контроль осуществляют органы юстиции, а за внебюджетными нотариусами - нотариальные палаты. Основами предусматривается создание в каждом субъекте РФ нотариальных палат - некоммерческих организаций, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта РФ (части первая, третья и четвертая статьи 24 Основ). Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются вход с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства (пункт 3 части пятой статьи 12, часть вторая статьи 17 и часть первая статьи 34 Основ). С момента наделения в определенном законом по- рядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона автоматически становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий. При Федеральной нотариальной палате на общественных началах постоянно действуют профильные комиссии: по этике и профессиональной чести; по законодательной и методической работе; по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов РФ; по использованию электронных документов; по международным связям; по повышению квалификации нотариусов, работников нотариальных палат; по имиджу; по исследованию исторического наследия российского нотариата. Судебный контроль за совершением нотариальных действий является основной формой контроля. Судебный поря- док обжалования детально описан в ст. 49 Основ. Действуют также разъяснения Пленума ВС РСФСР № 1 от 17 марта 1981 г. «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении» в редакции постановления Пленума 11 от 21 декабря 1993 г. Атакже гл. 37 ГПК РФ. Налоговый контроль за деятельностью нотариусов, нотариус является плательщиком налогов с физических лиц, плательщиком налога на добавленную стоимость и едино- го социального налога. НК отождествляет нотариуса с индивидуальным предпринимателем.