СенСимон (17601825) - политический мыслитель и деятель. Он полагал, что определяющее значение в истории имеет индустрия, под которой понимал все виды экономической деятельности людей и соответствующие ей формы собственности и классы.
История человеческого общества - это смена общественных систем, каждая последующая из которых представляет собой более высокую ступень развития человечества. Она включает три основных этапа: теологический, метафизический и позитивный.
Первый этап характеризуется господством религиозных представлений, свойственных Древнему миру и Средневековью. Второй - господством абстрактных философских идей в период буржуазного общества.
Третий этап откроет господство позитивной науки.
На этом этапе будет создано справедливое общество, прогресс которого приведет к удовлетворению потребностей людей, к «золотому веку».
СенСимон предлагал план создания рационального общественного строя, в основе которого лежит развитие промышленности и сельского хозяйства, создание так называемой «промышленной системы». Основными ее чертами считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, создание равных для всех возможностей применять свои способности и осуществление распределения по способностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ.
СенСимон полагал, что первенствующее положение в обществе должен занять промышленный класс. На самых выдающихся промышленников должно быть возложено управление государственным достоянием.
Духовная власть должна быть в руках ученых, светская - в руках собственников. Власть выбирать людей для выполнения обязанностей - в руках всего народа. Основное назначение политики, по мнению СенСимона, заключается в соединении обладателей власти с рабочими против неработающего капитала, а задачи государства - в заботе о труде; Если будет хорошо организована центральная власть, считал он, то в сферах труда и быта также будут найдены разумные формы и организации.
СенСимон не отрицал необходимость государства для осуществления стоящих перед обществом проблем, но допускал возможность того, что по мере интеллектуализации народа, повышения его нравственности исчезнет необходимость в государстве как аппарате насилия.