Шпора по истории политические и правовые учения древней греции и древнего рима

1. Становление науки о политике и праве в Древней Греции

В Греции начиная примерно с VIII в. до н. э. начался процесс разложения первобытной общины и становления государств-полисов. Спарта стала олигархической республикой, жившей по законам легендарного Ликурга, определившего спартанский образ жизни, в основе которого было установление систематического контроля над гражданами, резкое ограничение на всякие излишества, воспитание хорошего воина и создание крепкого войска.

Афины, пройдя путь реформ, утвердились как демократическая республика, в которой рядом мер был расширен состав свободного населения, получившего статус граждан; установлен институт выборности и отчетности высших должностных лиц; введено широкое предварительное обсуждение всех вопросов, выносимых на рассмотрение народного собрания; созданы условия для привлечения малоимущих граждан к государственной деятельности, в том числе и к судебной, с выплатой жалованья и др. Развитие, хотя и ограниченной, демократии в афинском полисе, его общественный прогресс явились важнейшим фактором пробуждения его духовной жизни. Потребность знаний привела к появлению первых мудрецов и философов, закладывающих пробные камни в науку, идеологию, политику и право (Пифагор, Гераклит, Сократ и др.).

Одним из них был древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до Р. Х.), выступавший от имени крестьянства, мелких собственников. Главными ценностями он считает труд и справедливость, которые у него приобретают нравственное значение. Им он противопоставлял расточительство, насилие, зависть, леность и другие отрицательные качества.

В историю политико-правовой мысли Древней Греции вошли законы архонта Драконта (621 до Р. Х.). Они известны сегодня как «драконовские меры».

В защиту интересов общины при торговых общениях выступило законодательство Солона (594 до Р. Х.). Благодаря законодательству Солона были аннулированы долги, отменено долговое рабство; отменен запрет на вывоз сельскохозяйственных продуктов.

В это время во всех полисах Древней Греции пришли к власти тираны. Тиран в Древней Греции имел несколько иной смысл - правитель, управляющий по закону. Некоторые тираны насильно захватывали власть, чтобы изменить государственный строй и ввести новые законы.

2. Софисты Древней Греции

Вовлечению политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с именами софистов, начало деятельности которых относится к V в. до н. э. Софист - это тот же мудрец. Многие из софистов были выдающимися деятелями своего времени, учителями, ораторами и великими спорщиками.

Различают два поколения софистов: старшее (Протагор, Горгий, Гиппий и др.) и младшее (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Им принадлежит заслуга в постановке вопросов о государстве, его роли в воспитании людей в духе гражданских добродетелей; о писаных и божественных законах, их соотношениях между собой; о равенстве людей по природе и неравенстве их по закону; о пользе мира и вреде вражды между эллинами; о политике как проявлении сферы человеческой, а не божественной деятельности; о понятиях справедливости и несправедливости и др.

Протагор (V в. до н. э.) - основатель софистики. Его основной тезис: «человек - мера всех вещей». Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо).

Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным.

Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира). Классическое выражение агностицизма - триада Горгия: 1) ничто не существует, 2) если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека, 3) если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому. В триаде Горгия также есть проблема коммуникации - принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна и непередаваема).

Софисты известны своими логическими неправильностями. Софизм «Рога»: Вопрос: то, что ты не терял, ты имеешь? Ответ: да, имею. Если ты не терял рога, значит, они у тебя есть!

Софисты, не будучи единодушными в своих взглядах, нередко рассматривали поднимавшиеся ими вопросы по-разному. Но главное заключается в том, что многие из этих вопросов, имеющих философскую и политико-правовую направленность, в последующие времена приобрели актуальное значение. Со временем слово «софистика», в связи с присущим многим его представителям стремлением использовать в спорах различные словесные ухищрения, приобрело негативный характер.

Значение деятельности софистов:

1) переориентировали философию с космоса на человека;

2) подняли искусство спора на качественно высокий уровень; стимулировали развитие риторики и логики.

3. Политико-правовые идеи Демокрита

Заметный вклад в становление философии, политики, права внес древнегреческий ученый-энциклопедист Демокрит (ок. 460 ~ш. 370 до н. э.). Согласно учению Демокрита становление и развитие человека и человеческого общества представляет собой естественноисторический процесс, в ходе которого под влиянием потребностей людей осуществляется прогресс в различных сферах общественной жизни.

Выше всего Демокрит ставит интересы государства, которое должно хорошо управляться и служить величайшим оплотом целого. Для этого необходимо единство граждан, достижению которого поможет благодеяние состоятельных по отношению к неимущим, взаимное сочувствие, братство и взаимная защита. Демокрит предупреждает об опасности гражданской войны, которая «есть бедствие для той и другой враждующей стороны». Только при единомыслии могут быть совершаемы великие дела, в том числе и удачные войны государства. Государство должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой.

Демокрит - приверженец демократии. Но, отдавая должное демократии, он вместе с тем указывает, что по самой природе управлять свойственно лучшим.

Он полагает, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии». Для него бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства. Демокрит считает, что как можно больше людей должно участвовать в общественных делах. Его аргументация в пользу этого тезиса скорее практическая, причем носит характер доказательства от противного: если не станешь участвовать в общественных делах, приобретешь дурную репутацию. Перед нами важное свидетельство того, насколько в рамках древнегреческой государственности ценилась социальная активность граждан.

Демокрит, как многие древние греки, проявляет немалое уважение к закону. По мнению Демокрита, демократия должна поддерживаться самими гражданами посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. «Закон хочет хорошо устроить жизнь людей», но сможет он это сделать лишь в том случае, «если сами люди хотят, чтобы им было хорошо, ибо закон обнаруживает свое благотворное действие (лишь) тем, кто ему повинуется». К тому же «приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству».

Идеи Демокрита оказали существенное влияние на мировоззрение последующих философов античного мира.

4. Политико-правовые идеи Платона

Платон (428348 до Р. Х.) мечтал о создании идеального государства, так как наблюдал извращенные формы государственного устройства и правления.

Извращения появляются, если есть:

1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев. Вырождение аристократии мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать;

2) скопление богатства у частных лиц, образование имущественного ценза, захват власти плутократами (богатыми). Олигархическое государство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой;

3) победа бедняков - устанавливается демократическая форма правления;

4) ненасытное стремление к свободе, опьянение ею, потеря управления властью ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей.

Платон отказался от первого проекта и стал писать второй проект. Он ответил на вопрос: почему идет смена различных форм государства - из-за порчи человеческих нравов? Где выход? В правлении мудрых людей.

Проект правления мудрецов - второй проект. В понятии Платона мудрецы - философы. Земля объявляется государственной собственностью. Все виды частной собственности ограничены законами. Граждан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. Они в большинстве своем, должны быть землевладельцы и земледельцы. Торговцы и ремесленники - не граждане. В граждан превращаются по имущественному цензу. Общество должно быть разделено на четыре сословия. Кто разбогател, может перейти в другое сословие. Производительность труда только за счет рабов. Государственная власть смешанная; форма правления - монархия плюс демократия. Суть такой смешанной формы правления в выборной системе. Выборы происходят по большинству голосов. Платон один из первых предложил выбирать монарха, и делать это нужно по закону. Необходимо учреждать народное собрание. Оно должно состоять из 90 представителей от каждого сословия, всего 360 человек. Из них выбираются 37 руководителей, практически власть сосредоточена в их руках.

Они должны избираться на 20 лет. Самые главные в стране - 10 геронтократов. Они никому не подчиняются.

Во втором проекте Платона, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, необходимо усматривать спасение государства для того времени (V в. до РХ).

Платона нельзя считать родоначальником правового государства по той причине, что для него государство первично, а народ вторичен.

5. Политико-правовые идеи Аристотеля

Политические вопросы рассматриваются Аристотелем (384322 до н. э.) в книге «Политика и афинская полития». Одна из известнейших фраз Аристотеля, которая была сказана им после прочтения проектов идеального государства Платона: «Платон мне друг - но истина дороже».

Аристотель утверждал, что бытию человеческого общества присуще неравенство. Институт рабства не нами придуман и не нами должен быть разрушен.

Все люди различны от природы. Государственными делами должны заниматься свободные люди, которые имеют досуг.

Аристотель не признавал теологическую теорию государства, оно появилось само. Он выступал защитником частной собственности. Ему принадлежит тезис: «Частная собственность, и только она способна сплачивать народ». В отличие от Платона Аристотель приходит к выводу, что государство нужно разделить на три сословия: очень богатые люди, очень бедные люди, средние люди. Счастье в государстве может быть достигнуто только тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу. Выходцев из среднего класса нужно допустить до государственного правления. Средний класс - это прежде всего рабовладельцы. Он называет их земледельческим демосом. Чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство и правление.

Аристотель задумывается о том, как найти вариант наилучшего политического строя, что взять за критерий. Он разработал классификацию государств по их форме. Критериями для разграничения ему послужили:

1) количество властвующих в государстве;

2) осуществляемая государством цель.

По первом признаку Аристотель различает правление одного, правление немногих и правление большинства. По второму признаку он делит все государственные устройства на: правильные - устройство, где общее благо достигнуто; неправильные ~ где преследуются частные интересы. К основным правильным формам государства

Аристотель относит: монархию, аристократию, политию. К основным неправильным формам: тиранию, олигархию, демократию. Аристотель был склонен к политии. Она позволяет проявить себя среднему классу.

Аристотель разрабатывает понятие полноправных граждан - это абсолютно справедливые мужи. Это те лица, которые допущены к важной законосовещательной и жреческой функциям. К негражданам следует относить земледельцев и ремесленников, так как они лишены досуга, а он нужен для возникновения добродетели и для занятия государственными делами. Устройство государства:

1) личность;

2) семья;

3) община;

4) государство (оно должно стоять на первом месте).

6. Политико-правовые идеи Цицерона

В области государства и права размышления Цицерона (10643 до н. э.) находятся под влиянием Платона, Полибия и греческих стоиков. Впервые в истории политической мысли Цицерон дает определение, что такое народ - соединение многих людей, связанных между собой сословием в вопросах права и общностью интересов, но это не любое соединение людей. Государство - это выражение не только общего интереса всех его свободных членов, но также и согласованное правовое общение этих членов (общий правопорядок). Цицерон впервые подошел к мысли о юридизации понятия государства. Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врожденной потребности жить вместе. Причиной образования государства является охрана собственности.

Много внимания в творчестве Цицерона уделяется восхвалению добродетели истинного государственного деятеля. Государь, не владеющий основами права, не может быть справедливым, впервые заявлено Цицероном.

Цицерон обращался и к проблеме идеального гражданина. Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин должен трудиться для общего блага.

Говоря о развитии права и формулируя важный правовой принцип законности, Цицерон пишет: «Под действие закона должны подпадать все». Итог размышлений Цицерона:

1) общины возникают от природы, следовательно, государство возникает от природы;

2) власть вручается мудрецам, способным приблизиться к постижению мира, божественного разума;

3) государство - охрана имущества граждан;

4) законы должны соответствовать общественному порядку;

5) частной собственности не бывает от природы, она возникает на основании давнего завладения, победы в войне, закона или соглашения.

Идеал государственного устройства, по Цицерону, - сенатская республика со смешанной формой правления. Он разделяет три формы правления:

1) царская власть - монархия;

2) власть оптиматов - аристократия;

3) власть народа - демократия.

Заслуга Цицерона в том, что он первый в римском государстве провел разделение между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Естественное право распространяется как на людей, так и на животных. К нему он относил семью, брак, воспитание детей. Согласно естественному праву все рождаются свободными. Право граждан (цивильное) регулирует отношения между свободными римлянами.

7. Римские стоики: Сенека

Одно из первых мест в плеяде первых стоиков принадлежит Луцию Аннею Сенеке (около 4 до н. э. - 65 н. э.).

Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения.

Согласно его учению объяснением рабства может быть только телесное и чувственное, но не духовная и разумная часть человека. Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается. Дух - сам себе господин. Господину может принадлежать только тело. Раб - человек равный по натуре всем людям. Сенека полностью не отвергал рабство как институт, но считал его несостоятельным, призывал всех к справедливому обращению с рабами, как духовными субъектами. Все люди - сотоварищи по рабству. Нет рабства более позорного, чем добровольное.

Сенека считает судьбу причиной всех причин.

Судьба отождествляется с богом, божественным духом, провидением. Цепь событий подчинена вечному вращению судьбы. Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения. Они могут только мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаваться воле законов природы.

Все люди, говорил Сенека, родные друг другу (все люди члены одного тела). Природа сотворила всех из одной и той же материи, для одного и того же блага - разума (это божественный дух, погруженный в тело человека). В естественной правовой концепции Сенеки неминуемый закон судьбы играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе все законы и даже государства. Само естественное право выступает и как природный факт, и как необходимость императивного разума. В качестве факта и нормы общественного порядка разум воплощен также и в человеческом сообществе, как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на началах разума. Человеческий разум является частью божественного духа.

Вселенная, по Сенеке, - это естественное государство со своим естественным правом, признание чего - дело необходимое и разумное. Членами этого государства являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Мы должны представить себе государство, которое включает в себя богов и людей, границы которого измеряются движением; другое государство - к нему нас приписала случайность. Есть такие люди, которые служат только одному государству, и такие, которые служат и большому и малому государству. Главным является большое государство.

8. Идеи раннего христианства

Рабовладельческий строй Римской империи, бессилие простых людей заставили людей обратить внимание на религию, попытаться найти в ней утешение. В конце I в. до н. э. - начале I в. н. э. появляется религиозное движение обездоленных и угнетенных, рабов, движение покоренных Римом народов, но не желающих жить в покорности; не было возможности бороться с легионерами, люди были безоружны. Люди избрали надежду на спасение как главный козырь своей жизни - надежда на пришествие мессии. Это избавитель, который может наказать всех угнетателей, так как такое количество людей не может жить в рабстве.

Христианские общины поначалу критиковали императора, богачей. Апостолы, распространявшие идею пришествия Христа, говорили, что все угнетатели будут брошены в геенну огненную. Постепенно общин становилось больше. Они объединялись.

Появилась мысль, что Бог не избрал отдельно взятый народ для себя. Евреи не должны называть себя единственным богоизбранным народом. Общины стали привлекать все больше людей к своей идеологии. Стали появляться апостолы, священнослужители. Потом стали появляться союзы. Была создана вселенская церковь. Туда приходили люди более развитые, богатые, грамотные. Было придумано огромное количество ритуалов общения с Богом, Потом было объявлено, что мессия уже приходил и его распяли за человеческие грехи. Сначала говорили о равенстве людей между собой. Потом стали говорить о равенстве перед Богом. Происходит превращение: объявляется любовь к врагам. Это одна из заповедей.

Духовенство объявляет, что без епископа нет церкви. Власть наделяется божественной силой. Обширная программа тотального послужения разворачивается последователями Павла. Впервые в христианстве выдвигается положение о том, что политическая власть дарована Богом. За 120 лет произошло перерождение. Раньше люди выступали против светской власти, а потом стали верить, что власть дается от Бога и врагов надо любить. Приспешники императора Никона бросали в клетку с дикими животными живых людей-христиан. Все эти изуверства, гонения, преследования заставили христиан придумать стратегию. 311 г. - император Константин объявил христианство равной религией со всеми. Через 11 лет император провозгласил христианство единственной государственной религией. Стали пересматриваться заповеди. Царь - сын дьявола стал сыном Бога.

9. Правовые идеи раннего христианства

Социально-нормативное регулирование возводилось к Богу. Для раннего христианства характерно стремление сделать религиозные заповеди непосредственными правилами всего поведения человека.

Первохристиане не рассматривали право как относительно обособленную самостоятельную сферу регулирования, а брали его в составе общественно-морального религиозного правового регулирования.

В основе христианства согласно Новому Завету лежит правда, справедливость, непосредственно идущая от Бога. Правда и свобода составляют объединение божественного закона, предписанного людям.

Необходимость такого закона вызвана тем, что человек вследствие своего несовершенства, слабости отступает от справедливости, впадает в грех и нуждается в спасении. Новый Завет: закон положен не для праведников, а для нечестивых и грешников. В послании Павла Римлянам: где нет закона, нет и преступления.

Принцип эквивалента. Равное за равное, как универсальная норма обмена и воздаяния. Людей стоит рассматривать как формально равных субъектов общения. Эквивалент используется:

1) в обмене благами, услугами, товарами (какой мерой меряете, такой и вам мерой будет отмерено),

2) воздаяние за ущерб и зло (каким судом судите, таким судом и будете судимы).

Эквивалент используется в становлении личности, индивида, в личной ответственности человека за свои деяния. У первохристиан принцип эквивалента был подчинен гуманистическим идеалам нового человека и его свободы.

Принцип обязанности трудиться. Труд стал рассматриваться как непременное качество нового человека. Все обязаны трудиться, работать собственными руками. Трудиться должны все, никто не должен жить чужим трудом. Принцип обязательного труда приводит первохристиан к отрицанию распространения эксплуататорских норм.

Принцип осуждения богатства является приложением принципа «не трудится - не ест». У первохристианства богатство - причина порчи человека, корень всех зол. Осуждая имущих, идеологи раннего христианства защищают право простых людей на свободу.

Раннее христианство представляет новый этап в учении о государстве и свободе. Идея возводится первопреемниками к высшей сущности (Богу) и означает равенство людей перед Богом как наследников и детей божьих. Через сопричастность к Богу человек также обладает разумом и свободой. Все другие критерии равенства являются производными от него.

Раннее христианство послужило предтечей выработки правовых норм римскими юристами и оказало влияние на регулирование всех жизненных устоев человека.

Страница 1 из 812345...Последняя »