Открытое К. Марксом (1818-1883) материальное понимание истории совершило переворот в философских взглядах на общество. Им были открыты, разработаны такие научные категории, как: способ производства; производственные отношения; общественное сознание и др. В политическую теорию он ввел понятия: диктатура пролетариата; переходный период; высшая, низшая фаза общества.
Исходя из интересов различных классов, логики исторического процесса, К. Маркс пришел к выводу, что следующая ступень развития общества является более прогрессивной в сравнении с предыдущей. Поэтому буржуазный способ производства, основанный на антагонизме, должен дать дорогу более совершенному социалистическому способу производства.
В лице пролетариата К. Маркс находит тот социальный класс, который должен совершить социалистическую революцию и построить новое общество, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Капитализм, по Марксу, имеет два порока:
1) необходимость производства продуктов в форме товаров, что создает торгашеский характер общественных отношений;
2) основной целью производства становится прибавочная стоимость, полученная на основе продажи рабочей силы и ставшая источником эксплуатации.
Оба эти порока, по Марксу, являются следствием частной собственности на средства производства, поэтому ее надо обобществить. Капитализм исчерпывает возможности товарного рыночного хозяйства и государственного регулирования, сменяясь бестоварным и самоуправляемым способом организации. Маркс предполагал, что в капиталистических странах рабочий класс будет становиться все беднее и беднее, средний класс будет ликвидирован и большая его часть перейдет в пролетариат.
Политическая теория Маркса предполагает, что становление нового строя - это долгие муки родов через социализм к коммунизму (последняя фаза).
Пока нет изобилия, действует принцип «от каждого по способности, каждому по труду». Товарные отношения постепенно сменяются прозрачными отношениями. И на высшей коммунистической фазе будет действовать девиз «от каждого по способности, каждому по потребности». Чем можно объединить трудящихся, если отпадает принуждение? Конкретного ответа Маркс не дает, но он связывает нетоварный социализм с самоуправлением. Не вызывает сомнения факт, что основным критерием при определении роли самой этой идеи может явиться оценка влияния коммунизма на историческое развитие всего мира.
После смерти Маркса в мире насчитывается более 1 млрд. людей, считающих себя его последователями.
Это самое большое число приверженцев, которое когда-либо имела любая идеология.