Представление о механизмах психологической защиты (ПЗ) сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. ПЗ составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. Введено З. Фрейдом, разрабатывалось А. Фрейд.
Зачепицкий: «пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации».
Ташлыков: «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений».
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
Бессознательны, т. е. действуют на неосознаваемом уровне;
Они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность.
Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости:
Незрелые МЗ (инфантильные): вытеснение и отрицание – они характерны для маленьких детей, для самого социально незрелого типа личности – истеройдного.
Промежуточное положение по степени зрелости: идентификация и изоляция – характерны подростковому возрасту.
Наиболее зрелые МЗ: сублимация, рационализация, интеллектуализация.
Механизмы защиты:
Вытеснение. Центральный механизм защиты в формировании невротических расстройств (F40 – F48). Вытеснение – это МПЗ, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Обеспечивает прямой путь избегания тревоги и как составная часть входит в состав любого другого защитного механизма. Вытеснение представляет собой процесс, посредством которого неприемлемые импульсы становятся бессознательными, попытку избежать за счет неосознания неприятных мыслей и желаний тех чувств и того опыта, которые приносят боль и страдания.
Отрицание – МПЗ, заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как ПЗ против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе. Отрицание предшествует проекции и представляет собой защиту от реальности, которая приносит боль, это – ЗМ, посредством которого либо отрицается (не признается) какое-либо событие или опыт, причиняющий страдания, либо какая-то сторона самого себя.
Реактивные образования. Нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. К РО относится замена «Эго» - неприемлемых тенденций на прямо противоположные.
Регрессия – возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления.
Изоляция – отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным переживанием в сознании не выступает. Изоляция – это МЗ, посредством которого человек обосабливает какое-либо событие, приносящее ему боль, препятствует ему стать частью его значимого опыта. Эмоциональная изоляция представляет собой попытку изолироваться от психологической боли, человек становится «бесчувственным».
Идентификация – защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Интроекция или интроективная идентификация («проецирование внутрь») также является разновидностью идентификации и представляет собой процесс отождествления с внутренним объектом (интроектом), процесс, посредством которого человек как бы вбирает в себя качества другого человека, представляет качества другого своими собственными.
Проекция. В основе лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям.
Замещение (смещение). Проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций, обычно враждебности и гнева, направленных на более слабых, беззащитных (животных, детей, подчиненных). При этом субъектом могут совершаться неожиданные, в ряде случаев бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение. Предполагает переадресование инстинктивного импульса на менее угрожающий объект, замену объекта разрядки, истинного источника негативных чувств другим, более безопасным.
Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда»: обесценивание недостижимого, снижение ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона»: преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.
Сублимация – ПЗ посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. З. Фрейд рассматривал сублимацию как единственный, «не невротический» механизм, единственный «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов.
МПЗ можно поделить на 4 группы:
Механизмы отрицания («этого не может быть»), Вытеснения («этого не было»), Подавления (более зрелый, осознанный механизм, чем вытеснение: избегание разговоров о Чем-то).
Механизмы, связанные с преобразованием, искажением информации, тревожных мыслей.
Рационализация – псевдообъяснение, приемлемая причина для неприемлемых поступков;
Интеллектуализация – мысленный способ обработки информации без эмоционального вовлечения;
Смещение (замещение);
Реактивные образования – замена желаемого качества (но неприемлемого) на противоположное;
Компенсация – замена отсутствующего качества другим (#злость компенсируется пирожным);
Проекция – перенос неприемлемых мыслей, качеств, эмоций на других людей.
Механизмы разрядки отрицательного эмоционального напряжения.
Реализация в действии – разрядка через активацию экспрессивного поведения (алкоголь, наркотики, курение и т. п.);
Соматизация тревоги – преобразование отрицательного эмоционального напряжения в соматическую патологию (болезни) («если не плачут глаза, плачут органы»);
Сублимация – преобразование сексуальных влечений в социально приемлемую активность, деятельность.
Механизмы манипулятивного типа.
Регрессия – возвращение на более ранние стадии развития, чтобы уйти от ответственности (долгий сон → выспаться не могу);
Уход в болезнь – вторичная выгода.
В разрешении какой-либо ситуации работают все механизмы, ведущая роль – у 1 – 2-х.
Совладающее поведение (копинг-поведение).
Понятие «копинг», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям.
Реакции совладания – осознанная стратегия действий, предпринимаемая человеком в ситуациях угрозы физическому, психическому и социальному благополучию (угроза может быть как реальной, так и нереальной).
Адаптивные возможности, 3 варианта:
Адаптивный;
Относительно адаптивный;
Неадаптивный.
Здоровый механизм защиты характеризуется:
Адекватность (способность осознавать, способность анализировать);
Гибкость (в зависимости от ситуации);
Зрелость (применение интеллектуализации, сублимации, компенсации, замещения).
Копинг-поведение(автор Хейм)
Сфера проявления к-п |
Адаптивный |
Относительно адаптивный |
Неадаптивный |
Поведенческая |
Альтруизм Сотрудничество Обращение |
Компенсация Отвлечение Конструктивная активность |
Активное избегание Отступление |
Когнитивная |
Сохранение самообладания Проблемный анализ Сохранение самооценки |
Относительность Религиозность Придача смысла |
Игнорирование Смирение Диссимуляция Растерянность |
Эмоциональная |
Протест Оптимизм |
Эмоциональная разгрузка Пассивная кооперация |
Подавление эмоций Покорность Самообвинение Агрессивность |
Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе Личностных и Средовых ресурсов. Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личности и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов.
Одним из самых важных Средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка в виде информации, приводящей субъекта к утверждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства.
К Личным копинг-ресурсам Относят Я-концепцию, локус-контроля, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатию, аффиляцию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной – эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой – отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.
Копинг-поведение, наряду с механизмами ПЗ, рассматривается в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность-неконструктивность». Карвасарский отмечает, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, в особенности, ПЗ направлены на смягчение психического дискомфорта. Наиболее продуктивными копинг-стратегиями больных считаются: сотрудничество (пациента с врачом в лечебно-диагностическом процессе); активный поиск поддержки (в социальной или терапевтической среде); разумная степень игнорирования болезни; проблемный анализ. Использование копинг-стратегий, как и МПЗ, различается в зависимости от нозологической принадлежности пациентов.
Диссимуляция. Отдавая себе отчет в том, что он болен, пациент сознательно скрывает симптомы болезни и прикладывает значительные усилия, чтобы скрыть их: продолжает выполнять в прежнем объеме свои профессиональные, семейные, социальные обязанности. Часто встречается, когда болезнь угрожает потерей трудоспособности, профессионального, материального статуса.
Основные защитные механизмы:
1. Отрицание - информация, которая тревожит и может привести к внутреннему конфликту, не воспринимается. Например, при массовом социологическом обследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. «Да» сказали 54% некурящих и только 28% курящих. Принятие материала означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.
2. Вытеснение - истинные, но неприятные мотивы вытесняются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вытесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напряжение, которое субъективно воспринимается как состояние неопределенной тревоги, страха.
3. Проекция - бессознательное приписывание другому лицу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.
4. Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполноценности.
5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного («кислый виноград») или преувеличить ценность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исключено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.
7. Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.
10. Реактивное образование — человек защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, которая испытывает тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклонным борцом с порнографическими фильмами.
11. Сублимация - энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемлемыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность - футбол, хоккей, другие виды спорта. В рамках классического психоанализа принято считать, что сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.