Культурная антропология — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европ. культуре в 19 в. и окончательно оформилась в посл. четв. 19 в.
Является разновидностью философ, антропологии как учения о природе (сущности) человека в широком смысле слова. В узком смысле ориентируется на учение о человеке как творце и носителе культуры, исходит из взаимозависимости человека и культуры, из учета изменчивости человеческой сущности под воздействием конкретно-ист, многообразия культур.
В зарубеж. лит-ре существуют разл. подходы к выделению предметного поля этой науки. Понятие культурной А. используется для обозначения относит, узкой области, связанной с изучением человеч. обычаев, т. е. сравнит, исследования культур и сооб-в, науки о человечестве, к-рая стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия человечества и др.
Культурная А. концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетич. и онтогенетич. плане. Гл. проблемы культурантропол. исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование осн. инстинктов человека, возникновение специфически человеч. конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др. Не менее важны в совр. эпоху вопросы экологии человека и культуры, исследование закономерностей функционирования экокультуросистем, поскольку становление человека как носителя культуры не может не включать в себя оценку его места и роли в сохранении природы и культуры современности.
Большое значение для становления теор. программы исследования человека и культуры имели труды Тайлора, в к-рых он с позиций эволюционизма дал антропол. трактовку культуры, положив тем самым начало культурантропол. исследованиям. Амер. исследователь Дж. Стокинг полагает, что эволюционистскому этапу предшествовал этап этнологический (1800-60). 2-ый период развития культурной А. принято называть эволюционистским. Следующий этап развития культурантропологии связан с деятельностью амер. ученого Боаса и носит название исторического (1895-1925).
В 20-30 гг. в США возникла А. психологическая, к-рая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Осн. предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях разл. культурного окружения.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНЫХ МИГРАЦИЙ, концепция в антропологии, согласно к-рой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, чем объясняется сходство культур или их отдельных элементов. Т. К.М. тесно связана с теорией культурных кругов и диффузионизмом. Распространение культурных элементов или культурных комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Др. словами, элементы одного «круга» могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры — это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»).