Среди предметов гуманитарного цикла - таких как философия, социология, история, психология, филология - культурологическая наука стоит несколько особняком. Этому способствуют прежде всего два обстоятельства: культурология как наука находится ещё в процессе становления; культурология есть квинтэссенция гуманитарного знания. Последнее отличает культурологию и от родственных ей наук (культурантропологии, философии культуры, социологии культуры и т. п.). Выделилась в самостоятельную науку в 80-х гг. 20 в. Подходы к определению научного статуса : 1)изоляционистский Лесли Уайт 30-40 гг. ввел понятие культурология, культуру видел в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты рассматривались в качестве независимых то культуры факторов. Главный минус изучение культуры подменяется близкой наукой.2) интегративистский понимает культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке др. наук, изучающих феномен культуры. Культурология не является монодисциплиной, изучение культуры питает культурологию эмпирическими знаниями. Культурология – все учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях развития, которые можно встретить в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Цель: такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить проанализировать факты культуры, в совокупности составляющие систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культ. феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы, культурные коды и коммуникации между ними. Задачи: наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; изучения генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии др. областей связанных с ненаучным познанием культуры; исследование развития отдельных культур. Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с т. з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Вопросы по культурологи
Вопрос 2
Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. На эмпирическом происходит обобщение и первоначальная систематизация знаний о том или ином явлении культуры. На теоретическом – создание теорий, концепций и формулировка законов. В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания делятся на два вида: фундаментальные и прикладные. Ф. выявляет общие закономерности развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурных процессов. Прикладная разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами. Фундам. культурология - 1. Социальная культурология – изучает процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассмаривается не как личность, обладающая уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов. 2. Психология культуры – обращает внимание на человека, являющегось носителем той или иной культуры. Основной акцент делается на изучение норм и ценностей, которые лежат в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности. 3. Культурная семантика – изучает культурные феномены как тексты – систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально - значимая информация. 4. История культурологи – рассматривает историю появления и развития тех или иных концепций и теорий относительно культуры. Значение И. К. для культурологической науки так же велико, как и история философии для Ф.
Остальные же части Фунд. К. представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отношениях иерархии – от изучения наиболее общих теоретических закономерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и событий.
Вопрос 3
Культурология – довольно молодая наука, но оперирует богатым фактическим материалом в области истории и теории культуры. Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Используя в качестве основания общий ход развития науки можно выделить следующие периоды развития культурологии: доклассичесский (античность, средневековье), классический (возрождение, новое время, 19 век), неклассический (конец 19 – перв. пол.20 в.), постнеклассический (втор. пол.20 века).первые теоретические представления о культуре возникли на ранних стадиях существования цивилизации и закрепились в мифологической картине мира. Гомер и Гесиод видели четкую грань, отделяющую мир природы от чел. мира в нравственности.(позже культуре).слово культура появилось в эпоху Древнего Рима – возделывание и обработка земли. М. П.Катон пишет трактат « Де агри культура».
Отправная точка в формировании научных представлений о культуре – книга Марка Туллия Цицерона «Тускуланские беседы». Культура здесь – нечто возвышенное, облагороженное и усовершенствованное. Культуру противопоставил натуре (природе).
«Обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание гражданина, в отличие от рабов, обрабатывающих землю. Культура стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия. Осознание культуры как идеального единства личности и государства. Смысл культуры – воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином. Культура это определенные моральные нормы. Отождествляется с воспитанием и образованием. «Пайдейя» - система воспитания и образования в Др. Греции. Ее результат - совершенствование человека как личности. Обязательный элемент культуры – поклонение богам. Грекам было близко понятие вечности, что приводило к циклической схеме развития культуры и истории. В эпоху эллинизма и Др. Рима идеалы культуры разрушается. Появление христианства и разрушение античного мира завершили развитие прошлых тенденций.
Вопрос 4
Средневековье сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму античности оно противопоставило монотеизм, интересу к природному миру - духовность, гедонизму – аскетизм, познанию мира с помощью разума – книжное знание, опирающееся на Библию. Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится хранилищем символов. Впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в 20 веке до символических теорий культуры. Культура предстает перед человеком как необходимость возделывания собственных способностей. Основная цель культуры – воспитание потребности искать внешнюю поддержку в жизни, стремление опереться на кого-нибудь. Цель жизни – не познание самого себя, а познание Бога, осознание того духовного родства, в котором человек находится с ним. Культура – не воспитание меры, гармонии и порядка, а преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, ее постоянное духовное совершенствование. Вместо циклического представления о времени – Стрела времени Августина Аврелия, движение истории от начала до конца. Появляется понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. Рождение европоцентризма (идея исключительности).
Возрождение – отношение к человеку как к гармонично развитой личности. Рождение гуманизма – веры в силы и способности человека, он такой же творец как и Бог. В мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Культура – это сущностная характеристика человека. Возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного понимания и разумения. Разум становится главной ценностью культуры
Вопрос 5
. Джамбатисто Вико (1668—1744) творил в ту переходную эпоху, что отделяла Новое время от европейского Просвещения. Книга «Основания новой науки об общей природе наций» 1725 г.
С точки зрения Вико, в истории Европы можно выделить три исторические эпохи, которые условно можно назвать Веком богов, Веком героев, Веком людей. Им соответствуют три вида нравов, три типа правления, три типа права, три вида суда, три вида языков. Век богов характеризуют нравы, окрашенные благочестием и религией; Век героев — нравы гневливые и щепетильные; Век людей — услужливые, руководимые чувством гражданского долга. Соответственно, в Век богов право базируется на представлении, что всем управляет Бог; в Век героев — на силе, не сдерживаемой ни моралью, ни религией; в Век людей в основе права лежат установки человеческого разума. Из контекста рассуждений Вико следует, что типология исторических эпох одновременно есть и типология культур, в силу чего можно выделить культуру Века богов, культуру Века героев и культуру Века людей. Эти три типа, согласно представлениям Вико, отличаются друг от друга прежде всего качественно. По сути, Вико приходит к идее о том, что каждая культура обладает собственной ментальностью.
Идея Вико о «круговороте» культур. Вико был сторонником теории общественного прогресса. Вико хорошо понимал противоречивость общественного развития и весьма сомневался в том, что исторический процесс подобен прямой линии, идущей от низшей точки к высшей. Прогресс состоит в том, что новый цикл начинается с другой точки, расположенной более высоко на линии прогресса. Следует сказать, что идея круговорота,
Идея Вико о единстве человека, истории и культуры. Для автора «Новой науки» нет истории и культуры без человека, как нет человека вне истории и культуры. Вико понимает историю не как внешнее человеку действо, а как процесс, в котором человек создает свое собственное бытие, свою жизнь и, следовательно, самого себя.
Идея Вико о связи форм человеческого духа со временем. С его точки зрения, формы человеческого духа являются продуктом истории и одновременно ее движителем. Это относится не только к науке, но и к искусству, роль которого в развитии человеческого рода трудно переоценить.
В конце 17 в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэла Пуфендорфа стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы, она противопоставлялась Пуфендорфом природному( естественному) состоянию человека. С этого времени данное понятие все чаще используется для обозначения воспитанности, образованности и просвещенности человека.
Вопрос 6
Просвещение, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.
Кондорсе Прослеживая ход культурной истории, Кондорсе выделяет в ней десять основных эпох, своего рода культурных формаций или цивилизационных стадий. Каждая из них базируется на определенной ступени развития разума. Переход к каждой последующей стадии связан с каким-то творческим актом, включением в исторический процесс нового фактора, которого не было на предыдущей стадии.
Кондорсе ограничивается описанием истории европейской культуры, лишь изредка ссылаясь на сходные или контрастирующие примеры восточных культур.
Жан-Жак РУССО (1712-1778) — французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики, писатель, композитор, теоретик искусства. Обратил внимание на проблему общности культур разных народов, общие черты и признаки в культурах складываются из общности материальных условий жизнинародов. Среди этих условий – главая роль – географическому фактору, поэтому концепция – «географический детерминизм». По его мнению, развитие культуры есть негативный фактор в жизни общества ибо она разъединяет людей. Ее рост означает развитие тех качеств, которые делают из человека асоциальное существо, агрессивного индивидуалиста.
По своим социальным воззрениям Вольтер был сторонником неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.
Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов».
Вопрос 7
Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология, уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.
Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784—1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое.
Гердер отказывается от европоцентризма в пользу полицентризма. Культура для него – это универсальная характеристика человеческого общества, развившаяся под влиянием живых политических сил, продолжающих собой органические силы природы, которые воздействуют на культуру. Культура едина и присуща всем народам, человевеческий род пройдет в своем развитии ряд ступеней в соответствии с естественными законами природы. При этом человек осознает свое предназначение – воспитать свой разум, чтобы усвоить дух гуманизма. Культура – совершенствование человека, главную роль в чем играют наука и искусство. Главная характеристика человека – разум. Появляется концепция национального духа культуры как выражения сил разума абсолютного духа, властвующего над миром. Конкретным выражением нацхарактера – язык. Создание единого общемирового языка – один из будущих итогов исторического процесса наряду с отмиранием государства, торжества свободы, равенства, равенства и братства.
Другим мыслителем Просвещения, внесшим определенный вклад в развитие теоретической культурологии, был маркиз Виктор Рикети де Мирабо (1715—1789). ему принадлежит приоритет в введении в научный оборот слова «цивилизация».
Мирабо написал множество трудов, но для культурологов особый интерес представляет его книга «Друг людей, или Трактат о народонаселении», вызвавшая бурю восторга после ее выхода в свет. Именно в этом произведении, сразу прославившем имя своего создателя, Мирабо впервые употребил слово «Civilisation».
По мысли Мирабо, цивилизация возникает тогда, когда формируется социальная система, базирующаяся на гуманных основаниях, исключающая проявления жестокости и диких нравов. Переход социальной системы на стадию цивилизации Мирабо также связывает с высоким уровнем наук и искусств, развитием промышленности и сельского хозяйства, расцветом торговли и денежного обращения. Образцом страны, достигшей высшей ступени цивилизации, для Мирабо была Франции последней четверти XVIII в., по отношению к которой все остальные страны рассматривались им как находящиеся на более низкой стадии развития. В этом отношении он был антиподом Руссо,
Вопрос 8
Основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта волновал вопрос о возможностях и пределах разума. Но Кант отказывается от признания культуры как результата длительного развития природы и человеческого общества, что было характерно для натуралистической концепции культуры. Культура для него – совокупность духовных ценностей, субъективная деятельность человеческого сознания, которое само должно дать ответ на вопрос о действии механизмов культуры. В его философской концепции утверждается существование двух миров: мира природы и феноменов и мира свободы и ноуменов. Человек принадлежит и к первому, являясь природным существом, и ко второму, являясь существом нравственным. Мы сталкиваемся с противоречиями культуры, главным из которых является противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом. Умение определять эту границу является признаком культурного человека. Это явилось основой категорического императива Канта – Человек должен относиться к другому как к цели, но не средству для достижения своих целей. Т. о. культура для Канта – это инструмент, подготовка человека к осуществлению его нравственного долга. Культура – это путь из мира природной необходимости в царство нравственной свободы и внутреннее достояние человека. Определил понятия внешней ( воспитание, удовлетворение простейших потребностей) и внутренней культуры( собственно культуры – достижение внутренней свободы человека) Деятельность представителей внутренней культуры – гениев и талантов –является критерием прогресса в культуре.
Вопрос 9
Немецким романтикам принадлежит разработка проблемы соотношения отдельных нацкультур, впервые поставленная Гердером, и рассмотрение общечеловеческой культуры как наднационального, надисторического целого. Они подчеркивали, что длякультуры важно развитие не одного только разума, но необходимость универсального синтеза, основой которого должно стать искусство. Именно эстетическое начало культуры выдвигалось на первый план Шеллингом, бртьями Шлегелями. Они считали, что именно художественная деятельность стала средством преодоления животного, естественного начала в людях. Разумному и нравственному человеку просветителей противопоставили мощь человека-художника, человека - творца. Фридрих Шиллер снял обозначенные в трудах предшественников противоречия между природным и чувственным началом с одной стороны, и моральным началом с другой. Культура состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природы человека. В рамках своей концепции Шиллер предложил типологию культур, согласно которой выделяются 2 типа культур – наивные и сентиментальные. В первой человек существует в единстве природного и искусственного, не отгораживается от мира, а пребывает в нем как его часть. В сентиментальной культуре человек существует в разорванном состоянии между природным и искусственным, между прошлым и будущим. Каждому типу культуры соответствует свой тип личности. Шиллер предполагает создание всесторонне развитой личности, нацеленоой на будущее, постоянно переоценивающей свою культуру, с открытым типом сознания. Центральным понятием эстетической и культурологической теории Шиллера стало понятие «игра». Игра предполагает освобождение от нужд реальности, от физического и нравственного принуждения, от гнета собственных потребностей и страстного принуждения; она есть свободная незаинтересованная деятельность, свободное применение душевных сил человека. Освобождаясь от давления обстоятельств и интересов, от «природы», человек вступает в царство игры как эстетической видимости. Это и есть его вхождение в культуру. Теория культуры выстраивается Шиллером по модели искусства, понятного как игра. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий, его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и "нравственность" - семья, гражданское общество, государство) и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). В его системе абсолютного идеализма термин «культура» (хотя Гегель им и пользовался) не обрел сущностного категориального статуса, гораздо более важным и фундаментальным, отчасти покрывающим его по объему и содержанию, стало понятие «объективный дух». В представлении Гегеля разум, мышление как субстанция, свободно породив собственное инобытие в форме природы и пройдя через «субъективный дух», воплощается в «объективном духе», т. е. объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве. Центральными категориями, характеризующими процесс объективации и его механизмы, Гегель выдвинул понятия «опредмечивание», «овнешнение», «отчуждение», объемлющие всю предметную деятельность людей. В формах «абсолютного духа» — искусстве, религии и, наконец, философии — дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине.